ИОАСАФ II - Страница 6

В решении Собора сказано: «Повелеваем убо над иконописцами искусну художнику и доброму человеку (от духовнаго чина) в старостах, сиречь началником и дозорщиком, быти. Да не поругаются невежди святым иконам Христа, и Его Богоматере, и угодником Его, худым и нелепым писмом пишуще». В октябре 1667 г. в Патриарший разряд поступил царский указ, запрещавший писать образа иконописцам из села Холуй, на плохое качество их работы сетовал ещё Иосиф Владимиров. В указе содержалось требование, чтобы Иоасаф II «благословил и указал» в Москве и в других городах выбрать искусных иконописцев, которые выдавали бы письменные свидетельства о качестве икон. Торговцам запрещалось принимать иконы без письменного свидетельства. Требование, чтобы в городах были выбраны наиболее искусные иконописцы, которые будут выдавать письменные свидетельства о качестве икон, содержалось и в окружной грамоте царя Алексея Михайловича, данной в 1669 г. 15 мая 1668 г. за подписями трёх патриархов (Паисия, Макария III и Иоасафа II) была дана грамота об исправлении иконного писания «Выписка от Божественных писаний о благолепном писании икон и обличение на неистово пишущих оныя» (М., 1668 г.). Контроль над иконописанием был особенно необходим для борьбы с противниками богослужебной реформы, использовавших иконы для пропаганды своих взглядов. Вслед за восточными патриархами Иоасаф II в 1667 г. дал прихожанам церкви апостола Иоанна Богослова в Бронной слободе (где жило много выходцев из западнорусских земель) жалованную грамоту на создание при храме славяно-греко-латинской школы для обучения «грамматичестей хитрости». В подготовке черновых вариантов патриарших грамот принимал участие Симеон Полоцкий. Исследователям неизвестно, было ли училище открыто. В любом случае, грамоты патриархов способствовали утверждению идеи необходимости развития образования в России: ссылки на эти грамоты есть в «Привилегии на академию» царя Фёдора Алексеевича, написанной в 1682 г. Симеоном Полоцким и отредактированной Сильвестром (Медведевым) в связи с созданием Славяно-греко-латинской академии. При Иоасафе II продолжалась миссионерская деятельность Русской церкви. В 1671 г. на Амуре, близ границы с Цинской империей, был основан Спасский монастырь. 10 января 1672 г. Иоасаф II послал грамоту игумену Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря Феодосию, благословляя направить священника с причтом из Новгородской епархии на Новую Землю для проповеди ненцам. Иоасаф II содействовал возвращению на кафедры Антиохийского патриарха Макария III и Александрийского патриарха Паисия, лишённых престолов Константинопольским патриархом Парфением IV из-за их поездки в Москву и суда над Никоном.

 



 
PR-CY.ru