ИОАСАФ II - Страница 2

Данное издание было отправлено в Москву с письмом Черниговского архиепископа Лазаря (Барановича) и представлено патриарху 15 февраля 1669 г. По просьбе Иоасафа II Симеон Полоцкий написал обзор книги, Иоасаф II повторил его хвалебный отзыв в грамоте. В 1673 г., после смерти Иоасафа II, руководивший работой Московского Печатного двора Сарский и Подонский митрополит Павел запретил продавать книгу в Москве, найдя в ней «сомнительные дела». Иоасаф II благословил издание в Москве сочинения архиепископа Лазаря (Барановича) «Трубы словес проповедных на дни нарочитыя», о чём архиепископ Лазарь писал царю в 1670 г. Алексей Михайлович велел начать печатание книги, но работа остановилась, как полагают исследователи, из-за недоверия митрополита Павла к сочинениям киевлян. Позднее, во время полемики о времени преложения Святых Даров, украинские богословы, которые по этому вопросу придерживались католической точки зрения, ссылались на авторитет Иоасафа II. Отвечая им, патриарх Иоаким (Савёлов) утверждал, что Иоасаф II лишь из-за своей дряхлости подписывал то, что ему предлагал Симеон Полоцкий, «учивыйся у иезуитов и державый мудрования тех». Иоасаф II поддерживал переселившихся в Москву западнорусских священнослужителей. В апреле 1669 г. в русскую столицу приехал известный протопоп из Глухова Иоанн Шматковский, сторонник перехода западнорусских земель под власть царя. Протоиерей Иоанн Шматковский был назначен настоятелем церкви Иоанна Богослова в Бронной слободе. На приёме у Иоасафа II он поднёс патриарху «лист о похвале рацейной в лицах». Основная часть грамот и распоряжений Иоасафа II связана с проведением в жизнь решений Большого Московского Собора и неотделима от определений Собора, печатавшихся в качестве приложений в московских изданиях Служебника 1667 и 1668 гг. Ряд грамот Иоасаф II подписал вместе с Александрийским и Антиохийским патриархами, которые находились в Москве до сентября 1668 г. (подпись Иоасафа II в совместных документах – на третьем месте). Одной из главных проблем, которые обсуждались на Соборе, была борьба с быстро распространявшимся старообрядчеством. Уехавший из Москвы Антиохийский патриарх Макарий III писал Иоасафу II из Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря: «В здешней стране много раскольников и противников не только между невеждами, но и между священниками: вели их смирять и крепким наказанием наказывать». Действия по искоренению старых богослужебных чинопоследований были предприняты уже весной 1668 г. Новгородский митрополит Питирим (впоследствии патриарх Московский и всея Руси) послал Ионе (Тугаринову), архимандриту тихвинского Большого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, грамоту с указом отправить в митрополичий судный приказ священников посадских церквей Тихвина, которые используют при совершении евхаристии просфоры с крестами «старой печати».

 



 
PR-CY.ru