ИРОД АНТИПА - Страница 9

Ирода Антипу изображали примерно так же, как и его отца, Ирода Великого, – человеком средних лет, в царских одеждах и в короне, восседающим на троне или за пиршественным столом. Отдельные композиции и небольшие циклы сцен с Иродом Антипой появились в ранневизантийскую эпоху, а развёрнутые иллюстративные циклы, включающие его изображения, – преимущественно в средневизантийский период. Среди наиболее ранних циклов Иоанна Предтечи со сценами, участником которых является Ирод Антипа, – фрески церкви Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии (VII–VIII вв.), а также несохранившиеся росписи церкви Иоанна Предтечи в Саккудионе, построенной Феодором Студитом до 790 г., и базилики Студийского монастыря в Константинополе (около 800 г.). Самые ранние изображения сцены «Пир Ирода» запечатлены на миниатюре из Синопского Евангелия (VI в.) и на фрагментарно сохранившейся фреске вимы церкви Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии. В иллюстративном цикле Четвероевангелия (1057–1059 гг.) есть две миниатюры к Евангелию от Марка с изображением Ирода Антипы: «Обличение Ирода св. Иоанном Предтечей» и «Заключение св. Иоанна в темницу». Первая сцена входит и в состав цикла миниатюр из Лекционария Пирпонта Моргана (вторая половина XI в.). Сцену с редкой иконографией (Иисус Христос перед Иродом Антипой) можно видеть в Россанском кодексе (Евангелия от Марка и от Матфея, Музей кафедрального собора, Россано, VI в.). На стенах баптистерия собора Сан-Марко в Венеции (капелла в южной части храма; 1343–1354 гг.) был выполнен цикл композиций, посвящённых Иоанну Предтече, среди которых – «Пир Ирода». В XII в. «предтеченские циклы» приобрели большую популярность в Великом Новгороде, многие из них включали сцены с участием Ирода Антипы. Так, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Антониева монастыря (1125 г.) существовала композиция «Пир Ирода» (сохранилось несколько фрагментов); эта же сцена входила в состав почти полностью погибшего цикла в церкви Спаса на Нередице (1199 г.). В церкви Благовещения на Мячине (в Аркажах) в 1189 г. в диаконнике был написан довольно подробный цикл, включавший, согласно реконструкции Татьяны Юрьевны Царевской, сцену «Обличение Ирода св. Иоанном Предтечей» (сохранилась только нижняя часть), а также сцену «Пир Ирода». «Пир Ирода» представлен в левом нижнем углу четырёхчастной иконы, созданной, по мнению Курта Вайцмана, в мастерской крестоносцев в Акре в период с 1244 по 1291 гг. (три других сюжета – «Богоматерь на троне», «Смерть пророка Моисея» и «Святой Иоанн Предтеча в пустыне»). Эта сцена есть в росписях церкви св. Апостолов в Фессалонике (1328–1334 гг.) и церкви Успения Пресвятой Богородицы в Трескавце (1335–1343 гг.). В кафоликоне монастыря Иоанна Предтечи близ Серр (Серес; около 1300 г.) помещены две композиции: «Пир Ирода» и «Обличение Ирода св. Иоанном Предтечей». Очевидно, художники не делали различия между Иродом Антипой и его отцом, Иродом Великим; в надписях, сопровождающих изображения обоих Иродов, если они есть, фигурирует обычно только имя Ирод.



 
PR-CY.ru