ИРОД АНТИПА - Страница 6

Споры вызывает символика акта облачения Иисуса Христа в светлые одежды: Он признаётся виновным (одежда – царское облачение – знак того, что Он проповедовал о Себе как о мессианском царе) или тем самым подчёркивается нелепость одеяния, т.е. Ирод Антипа говорит: этот человек смешон, а не опасен. Наконец, было предложено, что после осмеяния Иисуса Христа Ирод Антипа всё же признаёт Его невиновным, а одежда в этом случае – знак праведности Иисуса. Евангелист сообщает только о том, что Пилат согласился с решением Ирода Антипы, что «ничего не найдено в Нём достойного смерти» (Лк. 23:15). Большинство исследователей считают поэтому, что Ирод Антипа не играл активной роли в осуждении Христа (если же не согласиться с таким выводом, то слова Лк. 23:15 о невиновности не учитываются). Поскольку рассказ евангелиста Луки о суде над Иисусом Христом у Ирода Антипы не включён в другие Евангелия, некоторые учёные отвергают его достоверность. Например, Мартин Дибелиус считал, что он создан Лукой, чтобы показать исполнение в жизни Христа пророчества Пс. 2:1–2 о восстании против Мессии «царей земли и князей» (ср.: Деян. 4:25–28, где говорится о виновности Ирода Антипы в «заговоре» против Христа). По мнению большинства учёных, в рассказе евангелиста есть историческое ядро, но описание суда Ирода Антипы над Иисусом Христом в предании уже претерпело к тому времени обработку. По мнению исследователей, присутствие этого рассказа именно в Евангелии от Луки оправдано с исторической точки зрения ещё и потому, что Лука писал для Феофила, вероятно, римского чиновника, которого вполне могли интересовать отношения между членами династии Ирода Великого и прокураторами Иудеи, тем более что этот рассказ сообщает о примирении Ирода Антипы с Пилатом (Лк. 23:12). Другие евангелисты могли опустить эти подробности, поскольку они не повлияли на ход суда. Некоторые исследователи считают источником данного рассказа «Евангелие от Петра», однако оно не обнаруживает существенных параллелей с рассказом из Евангелия от Луки о суде Ирода Антипы над Иисусом Христом. По сути, «Евангелие от Петра» возлагает именно на Ирода Антипу ответственность за смерть Иисуса Христа – в Евангелии от Луки ничего подобного нет. Основные результаты археологических исследований Галилеи (систематически проводятся с 1970 гг.) позволяют исследователям сделать выводы о социально-экономической и культурной ситуации в Галилее греко-римского времени, в частности, времени правления Ирода Антипы. Раскопки Сепфориса (с 1983 г.) показали, что город в I в. н.э. преимущественно был населён евреями. Отсутствуют следы заметного влияния греко-римской культуры. Найденные «этнические маркеры» позволяют исследователям говорить о том, что население города соблюдало галахические предписания о культовой чистоте (возможно, именно поэтому Ирод Антипа и решил основать новую столицу Тивериаду, город нового типа).

 



 
PR-CY.ru