ИРОД АНТИПА - Страница 4

Когда Понтий Пилат, желая прославить императора, установил позолоченные щиты в иерусалимском дворце Ирода Великого, это вызвало возмущение иудеев. Хотя на щитах не было изображений, они воспринимались как оскорбление из-за краткой надписи, которая, по мнению исследователей, могла содержать титулы, связанные с императорским культом, например, pontifex maximus. Для переговоров к Пилату отправилось посольство, в состав его входило четыре «царских сына», судя по всему, среди них мог быть Ирод Антипа. Переговоры оказались неудачными, тогда иудеи послали в Рим «слёзное письмо», и Тиберий приказал Пилату перенести щиты из Иерусалима в Кесарию. Евангелисты Матфей и Марк подробно описывают гибель Иоанна Предтечи, и оба сообщают, что причиной заключения Иоанна стало осуждение им брака Ирода Антипы с Иродиадой, женой его брата, которого евангелисты называют Филипп (Мк. 6:17–18; ср.: Мф. 14:3–4). Закон Моисеев запрещал мужчине брать в жёны супругу брата (Лев. 18:16; 20:21), за исключением левиратных браков (Втор. 25:5; ср.: Мк. 12:19). Поскольку у брата Ирода Антипы была дочь Саломея, а сам брат ещё был жив, брак не мог считаться левиратным. Евангелисты сообщают, что решение о казни Иоанна было принято на пиру по поводу дня рождения Ирода Антипы (или годовщины восшествия на трон), во время которого дочь Иродиады (Синайский, Ватиканский кодексы и ряд других ранних рукописей имеют вариант – дочь самого Ирода Антипы) так очаровала Ирода Антипу своим танцем, что он в присутствии знатных гостей клятвенно пообещал исполнить любое её желание. По наущению Иродиады она потребовала казнить Иоанна Крестителя (Мк. 6:25). В Евангелии от Марка говорится, что Ирод Антипа не хотел убивать Иоанна Крестителя, потому что считал его святым и слушался его наставлений (Мк. 6:20; ср.: Мф. 14:5). Он очень опечалился, когда дочь Иродиады попросила голову Иоанна (Мк. 6:26). Позже Ирод Антипа возлагал вину убийства на себя (Мк. 6:16). Согласно евангелисту Матфею, Ирод Антипа имел намерение казнить Иоанна, но боялся, потому что народ считал его пророком (Мф. 14:5). Независимо от того, как первые читатели Евангелий воспринимали Ирода Антипу в рассказе о казни Иоанна Предтечи – как слабого, нерешительного правителя (в изображении Марка) или как жестокого тирана (у Матфея), – само событие указывает на то, что Ирод Антипа также враг и Иисуса, Который в Своей проповеди подобен Иоанну (Мк. 6:16; Мф. 14:2). Когда тетрарх услышал об Иисусе, он вообразил, что Иисус есть воскресший Иоанн Предтеча (Мф. 14:1–2; Мк. 6:14–16; Лк. 9:7–9), поэтому Христос покинул владения тетрарха (Мф. 14:13), когда тот захотел Его видеть. Второе событие, отражающее отношение Ирода Антипы к Иисусу Христу, произошло во время последнего путешествия Христа в Иерусалим.

 



 
PR-CY.ru