ИРОД АНТИПА - Страница 3

Другая тема рассказа Иосифа Флавия – отношение тетрарха к иудейской религиозной традиции. В ряде случаев Ирод Антипа изображается (как и его отец) нарушителем иудейского закона. Проблемы возникли уже при основании Тивериады. В качестве новых жителей (иногда насильственно) в городе поселялись «всевозможные пришельцы», бывшие рабы, бедняки, собранные отовсюду, но было и «несколько высокопоставленных лиц». Всем Ирод Антипа предоставил «права свободнорождённых граждан» и, выступив благодетелем, раздал земельные участки (по мнению исследователей, из принадлежащей ему земли), построил жилища. Всё это имело единственную цель – «привязать их к городу», несмотря на то что «поселение здесь людей было… противно иудейским законам», т.к. при строительстве было снесено старое кладбище, что делало жителей города нечистыми (Числ. 19:11, 16). Второй случай нарушения иудейского закона Иродом Антипой – брак с Иродиадой, женой его сводного брата Ирода и сестрой Агриппы I. Около 29 г. н.э. Ирод Антипа по пути в Рим посетил брата, жившего, как полагают исследователи, в одном из прибрежных городов Палестины. Там он влюбился в его жену Иродиаду, которая согласилась выйти замуж за Ирода Антипу, если он после возвращения из Рима разведётся со своей женой, дочерью набатейского царя Ареты. Однако новый брак не только имел политические последствия – войну с Аретой, но и рассматривался многими с точки зрения иудейской традиции как незаконный, т.к. Иродиада приходилась Ироду Антипе племянницей (дочь Аристовула и сестра Агриппы I) и, чтобы выйти замуж за Ирода Антипу, должна была прежде развестись с мужем (братом Ирода Антипы). Об этом упоминается в рассказе Иосифа Флавия о казни Иродом Антипой Иоанна Предтечи. Узнав, что к проповеднику приходили многие люди, поскольку его учение «возвышало их души», Ирод Антипа испугался, что влияние Иоанна приведёт к народному бунту, и решил казнить проповедника. Это произошло в крепости Махерон, куда Иоанна Предтечу доставили по приказу тетрарха. По убеждению иудеев, гибель войска Ирода Антипы в сражении с набатеями стала наказанием за эту казнь. Согласно Иосифу Флавию, Ирод Антипа, с точки зрения иудейского закона, – нечестивый правитель. Тем не менее, он пишет и о том, что Ирод Антипа проявляет сочувствие к закону иудеев. Когда римляне во время похода против Ареты собирались пройти через Иудею, им навстречу вышли знатные горожане с просьбой не вступать в их землю, т.к. на знамёнах легионеров были изображения, запрещённые иудаизмом. Тогда римский наместник Вителлий изменил намерение и «в сопровождении тетрарха Ирода и некоторых друзей своих поехал в Иерусалим», чтобы принести там жертву Богу. Уважение Ирода Антипы к религиозным традициям подданных показывает эпизод, описанный Филоном Александрийским.

 



 
PR-CY.ru