ИОАНН, Максимович Михаил Борисович - Страница 9

Однако из сличения различных мест Библии видно, утверждает Иоанн, что это слово означает именно «дева». Даже язычники, отмечает он, на основании своих предсказаний ожидали, что Избавитель родится от Девы. Иоанн перечисляет пророчества и прообразы Ветхого Завета о рождении Христа: пророчество Исаии о зачатии Девой (Ис. 7:14; Мф. 1:22–25); расцветший жезл Аарона (Числ. 17:8); камень, «оторвавшийся от горы без содействия рук», виденный во сне Навуходоносором, который истолковал пророк Даниил (Дан. 2:34); затворенные врата, виденные пророком Иезекиилем (Иез. 44:2). В Евангелии же ясно сказано, что Иисус Христос родился от Девы. «Отвергать бессеменное рождение Христа могут и могли лишь отвергающие Евангелие, а Христова Церковь искони исповедует Христа «воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы»». Не смея отрицать, что Христос родился от Девы, лжеучители, например, Гельвидий (IV в.), стали утверждать, будто Мария оставалась Девой только до рождения Своего Первенца, а впоследствии имела детей от Иосифа. Однако из Евангелия не следует, что братья Иисуса были детьми Его Матери; Мария Клеопова, сестра Богородицы (Ин. 19:25), имела детей, которые могли называться братьями Господними (1 Кор. 9:5); кроме того, перед смертью Иисус Христос поручил Свою Мать любимому ученику (Ин. 19:27). «Для чего бы Он это делал, – вопрошает Иоанн, – если б Она имела ещё детей, кроме Него?.. Таким образом, внимательное изучение Священного Писания с полной ясностью обнаруживает несостоятельность возражений против Приснодевства Марии и посрамляет тех, кто учит иначе», – заключает он. Несторианская ересь признала Богородицу только Христородицей – это, согласно Иоанну, была попытка разрушить почитание Её как Божьей Матери. Несторий проповедовал, «что от Марии родился лишь человек Иисус, в которого вселилось Божество и обитало в Нём, как в храме», поэтому Марию, заявлял он, «нельзя именовать Богородицей: Она не родила Богочеловека». Иоанн отмечает, что против лжеучения Нестория выступили епископ Кизический Прокл (впоследствии архиепископ Константинопольский), Александрийский архиепископ Кирилл, папа Римский Целестин I. В 12 анафематствах Кирилл изложил главные отличия православного учения от проповедуемого Несторием. Третий Вселенский собор (431 г.) «устами своих членов признал учение Нестория нечестивым». Это был голос всей церкви, отмечает Иоанн, она ясно выразила «свою веру, что Христос, рождённый от Девы, есть истинный Бог вочеловечившийся, а поелику Мария родила совершенного человека, бывшего в то же время совершенным Богом, Она справедливо должна почитаться Богородицею». Третий Вселенский собор подтвердил осуждение пелагианской ереси, согласно которой человек может спастись своими силами, без помощи благодати Божьей. Собор признал, что учение православной вселенской церкви полно и ясно изложено в Никео-Константинопольском Символе веры, и воспретил впредь «слагать иную веру».

 



 
PR-CY.ru