ИОАНН, Максимович Михаил Борисович - Страница 10

Через несколько веков, пишет Иоанн, запрет был нарушен западными христианами: в Символ было добавлено, что Святой Дух исходит «и от Сына» (Filioque); с XI в. это прибавление одобрили Римские папы, хотя до этого времени, начиная с Целестина, папы твёрдо исполняли решение третьего Вселенского собора, отмечает Иоанн. Иконоборчество, считал он, было направлено также и против почитания Божьей Матери, поскольку, запретив почитать иконы Христа и Его угодников, иконоборцы хотели уменьшить тем Её прославление. Богоматерь укрепляла ревнителей благочестия, боровшихся за почитание образов, являя знамения от Своих икон. Православие восторжествовало над иконоборчеством, т.к., подчёркивает Иоанн, «почтение, воздаваемое иконам, восходит к изображаемым на них; святые же угодники Божьи чтутся как друзья Божьи, ради благодати Божьей, вселившейся в них, согласно словам псалма «мне же зело честни быша друзи Твои» (Пс. 138:17)». Заголовок шестой главы уже содержит оценку Иоанном нового лжеучения о Богоматери: «”Ревность не по разуму” (Рим. 10:2): Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии». Учение католической церкви, на первый взгляд, говорит Иоанн, кажется возвышающим Деву Марию, но в действительности отвергает все Её добродетели. В цитируемой Иоанном булле папы Пия IX о новом догмате говорится, что Дева Мария «ради будущих заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого», при зачатии Её была сохранена от первородного греха; Иоанн отмечает, что таким образом Она также «была поставлена в невозможность иметь личные грехи». Однако Иоанн замечает, что не все члены Римской церкви соглашались с новым учением: Фома Аквинский, Бернард Клервоский, позднее монахи-доминиканцы. В то же время это учение отстаивали Иоанн Дунс Скот, монахи-францисканцы; оно всё больше распространялось и в XIX в. стало всеобщим верованием латинской церкви. Иоанн пишет: «...Провозгласивши новый догмат своей властью, хотя и выслушав мнение епископов католической церкви, римский папа тем самым открыто присвоил себе право изменять учение римской церкви и поставил свой голос выше свидетельства Священного Писания и Предания. Отсюда прямым выводом было, что римские папы непогрешимы в делах веры, что тот же папа Пий IX также провозгласил догматом католической церкви в 1870 году. Так изменялось учение западной церкви, отпавшей от общения с истинной Церковью». Толкователи латинского вероисповедания, говоря о печалях и муках Богоматери, «считают их дополнением к страданиям Христовым, а Марию нашей Соискупительницей», латинские богословы, подчёркивает Иоанн, таким образом, ставят Деву Марию в деле искупления рядом с Самим Христом и возвышают Её «почти до равенства с Богом».

 



 
PR-CY.ru