ИОАНН, Максимович Михаил Борисович - Страница 17

Христианство, отмечает Иоанн, создало твёрдые устои российской государственности: «Единство княжеского рода и единый митрополит были олицетворением единства Руси в удельный период и предохранили её от распадения на ряд отдельных государств». Эта мысль содержится в докладах и проповедях Иоанна. В речи по поводу 950-летия Крещения Руси он отмечает, что Крещение Киева, а за ним и остальной Руси дало новую жизнь восточным славянам, начало их славной истории. Сознание единства усиливало то, что Русь в течение нескольких столетий являлась одной митрополией. Согласно Иоанну, самодержавие в России было исторической формой правления. На государей смотрели как на получивших власть от Самого Бога. Отсюда любое другое обоснование власти государя вредно и опасно, полагает Иоанн, поскольку с падением теории, на которой строилось это обоснование, лишалось смысла и оправдание, и само существование царской власти. Иоанн заключает: «Законный государь был основа государственного благополучия и потребность русского народного духа». Указ о престолонаследии, изданный Петром I в 1722 г., отменявший порядок престолонаследования по первородству, согласно Иоанну, достиг обратного тому, чего хотел законодатель. В результате действия этого Указа XVIII век стал веком дворцовых переворотов, однако «в народе не угасло чувство о необходимости законного Царя», – пишет Иоанн. В 1797 г. император Павел I в акте о порядке наследования престола восстановил «право родов в наследовании». Русские князья и особенно цари, согласно Иоанну, всегда являлись защитниками св. веры, охранителями церковных законов, покровителями православных, поэтому, приводит Иоанн слова профессора церковного права Николая Семёновича Суворова, невозможно, чтобы русский император принадлежал к иному вероисповеданию, нежели православному. «К сожалению, – отмечает Иоанн, – эта чисто православная и русская мысль была выражена в акте Павла I совершенно неправославно, “что государи российские суть глава Церкви”». В «Своде законов Российской империи» эту лютеранскую мысль пояснили, но правильнее было бы, полагает Иоанн, указать, что «Русский Престол неразрывно связан с Православием, и выразить это в строго православной терминологии, чего не мог сделать Павел I, получивший воспитание в веке полного пренебрежения церковности, а также родного языка».



 
PR-CY.ru