ИОАНН, Максимович Михаил Борисович - Страница 16

В «Указе о значении утрени Великой Субботы» (1952 г.) разъясняется, как от великой скорби в Великий Пяток совершается богослужебный переход к великой радости, Светлому Христову Воскресению. Уже на утрене Великой Субботы скорбь о смерти Спасителя соединяется с торжеством разрушения Им ада и предвкушением победы над смертью. «Вечерня Великой Субботы, соединённая с литургией, есть благоговейное углубление в тайну совершаемого Христом избавления рода человеческого от смерти и приуготовление к прославлению Воскресения из мёртвых Христа, воскресшего при наступлении следующего дня».  «Иконы – не простое изображение какого-либо лица или события. Икона есть символ невидимого. Если видим нам внешний облик Христа, Его угодников, то икона должна изображать и их внутренний облик – их святость». В этом смысле икона не является портретом, который изображает только земной облик человека. Состояние духа, святость, передается, главным образом, в лике, а в соответствии с этим, полагает Иоанн, должна писаться и остальная часть иконы. Изобразить на иконе «невидимые подвиги» может только иконописец, сам живущий духовной жизнью. Наши древние иконописцы, говорит Иоанн, всегда готовились постом и молитвой к написанию иконы. Часто настроение иконописца, его желание послужить Богу имеют большее значение, чем искусство писания. Каждая икона после освящения должна почитаться. Иконы, явно не удовлетворяющие требованиям православной иконописи, нельзя ставить в храмах и даже в домах, считает Иоанн. После Петра Великого, говорит он, в Россию вместе с тем хорошим, что было принесено с Запада, вошло и чуждое православному духу влияние, в том числе и в иконописи: «Вместо подражания древнерусским иконописцам стало господствовать подражание чуждым Православию художникам Запада», новые изображения не соответствовали духу иконописи. Иоанн затрагивает в Словах и другие темы: Евангелии о помазании миром Христа, сколько и когда было совершено помазаний – в Слове «Первые мироносицы»; жизнь духовная и действительная – в «Слове о двух пирах» и проч. Среди исторических сочинений исследователи выделяют «Происхождение закона о престолонаследии в России», которое было написано Иоанном в январе-августе 1925 г. Митрополит Антоний (Храповицкий) поручил Иоанну, обучавшемуся тогда на Богословском факультете Белградского университета, составить доклад на эту тему с целью выяснить, насколько закон соответствует духу русского народа и вытекает из его истории. По собственному признанию Иоанна, получилось большое исследование, которое было изложено вначале в короткой статье и только в 1936 г. напечатано полностью в Шанхае. Книга начинается с равноапостольного князя Владимира и заканчивается царём-мучеником.

 



 
PR-CY.ru