ИОАНН, Максимович Михаил Борисович - Страница 14

Святость не просто праведность, за которую праведники удостоиваются блаженства в Царстве Небесном, учит Иоанн, но такая высота праведности, что благодать, которой они наполняются, от них распространяется на окружающих. Преисполненные любви к людям, они отзываются на их нужды и моления, ходатайствуют за них перед Богом. Таковыми были ветхозаветные праведники, выведенные Христом из ада и введённые в рай, и Иоанн Креститель, затем апостолы и их преемники; во время гонения на христиан в первые века христианства таковыми явились мученики – христиане сразу начали почитать их как святых угодников Божьих. Так же стали почитаться и подвижники Антоний Великий, Макарий Великий и многие другие. Везде, где были христиане, возникало почитание святых. Однако со временем «духовное горение стало тускнеть», говорит Иоанн, общее сознание верующих не всегда могло определить, кто действительно является праведником, появлялись сомнительные личности, которые мнимыми подвигами увлекали людей. Поэтому церковная власть стала следить за почитанием святых; изучались жизнь почитаемых подвижников, их чудеса. Это осуществлялось под властью епископской; нередко прославление совершалось в той местности, где жил и страдал подвижник. Иногда же прославление совершала высшая церковная власть поместной церкви, тогда имена новопрославленных вносились в месяцесловы всей церкви. Но церковная власть лишь свидетельствовала о святости. «Святыми праведники становились не постановлением земной церковной власти, а милостию и благодатью Божьей». Сравнивая Иоанна Кронштадтского с Николаем Чудотворцем, Иоанн молит Господа, чтобы настал день, когда от Карпат до Тихого океана прогремит: «Величаем тя, праведный отче Иоанне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего!». В 1964 г. Собором РПЦЗ Иоанн Кронштадтский был причислен к «лику святых, в земле Российской просиявших»; 7–8 июня 1990 г. был прославлен поместным Собором РПЦ. В докладе архиерейскому Синоду РПЦЗ 1950 г. «О почитании святых, просиявших на Западе» Иоанн указывает, что в течение многих веков православие на Западе было твёрдым, сюда устремлялись и восточные, ища опору против ересей; здесь просияли многие мученики и подвижники. Но отход и отпадение Западной от единой Вселенской Церкви «затмили здесь истину и смешали её с обольщением». Потребовалось установить, кто действительно является святым. Относительно мучеников первых веков нет никаких сомнений, говорит Иоанн. Лики подвижников и святителей «отчасти сливаются, так как многие из подвижников становились потом епископами». Святители и преподобные, согласно Иоанну, были продолжателями мучеников в утверждении веры как на Западе, так и на Востоке.

 



 
PR-CY.ru