ИОАНН, Максимович Михаил Борисович - Страница 12

При этом, пишет Иоанн, он забывает, что завершение дела искупления связывается церковью не с Успением, т.е. переходом на небо Богородицы, а с Вознесением Богочеловека («Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш...» – кондак Вознесения). Проводя параллель между Христом и Девой Марией, протоиерей Сергий Булгаков, как показывает Иоанн, говорит, что Святой Дух вселился в Деву Марию, обожив Её. Мария поэтому есть явление Третьей Ипостаси. Святой Дух через Неё открывается миру. Признание особых откровений Отца, Сына и Святого Духа есть уклонение от православия, заключает Иоанн. Православное учение не делит откровение Божье на «откровение Отца», «откровение Сына» и «откровение Святого Духа». Действия Пресвятой Троицы нераздельны. Ни видение, ни пророчество не бывают от Отца, или Сына, или Святого Духа отдельно. Явление или откровение одного Лица Святой Троицы есть откровение и явление всей Троицы («Видевший Меня видел Отца» – Ин. 14:9). Учение протоиерея Сергия Булгакова, пишет Иоанн, вызывает недоумение. Откуда оно взято? Не из Священного Писания и не из Священного Предания – оно основано на построениях ума и отвлечённых философских рассуждениях. В Словах, проповедях и докладах Иоанн рассматривает следующие богословские темы: Троица, Воплощение Сына Божия. В Слове «Троица единосущная и нераздельная» Иоанн говорит об основном догмате православного вероучения, о тройстве и единстве Бога. «Отец, Сын и Святой Дух имеют одно естество, одну природу, одну сущность». Поэтому три Лица суть Троица Единосущная. «Единая и Нераздельная Троица всегда остаётся Троицей. Отец всегда остаётся Отцом, Сын Сыном, Дух Святой Святым Духом. Кроме личных свойств, всё у Них общо и едино. Посему Святая Троица есть Один Бог». На вопрос, почему Сын Божий именуется также Словом, Иоанн отвечает: «Потому что через Него Отец выражает Свою волю. ...Точнее – у Них одна воля». Бог Отец всё творит через Сына, ничего не создано помимо Сына («Все чрез Него начало быть...» – Ин. 1:3). Слово Божье есть источник жизни, есть Свет (Ин. 1:4, 9). Мрак греха овладел человечеством после грехопадения, но он не мог скрыть Божественный Свет. «Согласно воле Отчей, Сын Божий освятил мир, сошед на землю и воплотившись». Иоанн очень чётко, кратко, но в целости излагает христологический догмат. Плоть, которую Сын Божий воспринял от Девы Марии, была настоящей человеческой плотью; «телом и душой Христос был истинным человеком, во всем подобным остальным, кроме греха, оставаясь в то же время истинным Богом. Божеское естество не умалилось и не изменилось у Сына Божия при Его воплощении, как и человеческая природа не изменилась при том, а полностью сохранила все свои человеческие свойства. Неизменно и неслиянно, навеки, «нераздельно и неразлучно» соединились в Едином Лице Господа Иисуса Христа Божество и человечество».

 



 
PR-CY.ru