ИОАНН, Максимович Михаил Борисович - Страница 15

Иоанн называет имена древнехристианских западных святых, которые не входят в восточные месяцесловы, но достойны почитания в общецерковном масштабе: мученика Виктора Марсельского, святителя Сатурнина, пострадавшего в Толозе (ныне Тулуза; III в.), святой Геновефы (ум. около 500 г.), преподобного Колумбана (VI в.), святого Ансгария (Ансгара; ум. в 865 г.) и многих других (вместе с тем имена некоторых святых, которые называются Иоанном как местночтимые, уже вошли в месяцеслов Русской церкви, например, святителя Павлина Ноланского; ум. в 431 г.). Например, святость Ансгария не может быть подвергнута сомнению, говорит Иоанн, лишь потому, что имени его нет в греческом месяцеслове и богослужебных книгах. Но в них нет ни святого Владимира, ни святых Бориса и Глеба и многих других: из всех русских святых, отмечает Иоанн, упоминаются в греческих Синаксарях, без службы им, только Новгородский архиепископ Иоанн, и преподобный Варлаам Хутынский, в Элладской церкви – блаженная (святая равноапостольная благоверная) княгиня Ольга. Однако «в различных местах вселенной праведники Христа Единому Богу работали, единым Духом водились и купно Им прославлены». Теме святости посвящено также «Слово в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших», в котором Иоанн говорит о святых угодниках Божьих, способствовавших возрастанию Русской церкви, в том числе о тех, кто жили за пределами Руси. Среди подвизавшихся за пределами Руси Иоанн называет Паисия (Величковского), «ещё не прославленного, но сделавшегося духовным отцом многих праведников, которые были духовными водителями на Руси в последнее время» (Паисий (Величковский) был прославлен РПЦЗ местно в Свято-Ильинском скиту на Афоне в 1982 г., общецерковно в 1990 г.; в РПЦ был прославлен поместным юбилейным Собором 1988 г.). Святая Русь, говорит Иоанн, сохраняется присоединением к небольшому числу мучеников и страстотерпцев прошлых веков несметного числа новых страстотерпцев и мучеников, среди которых и последний русский царь со всем семейством, и иерархи, иереи, монахи, и воины, и учёные – каждый возраст, каждое сословие, каждый край дал своих страстотерпцев. Отмечая значение всенощного бдения в том, чтобы «духовно сблизиться с праздником», Иоанн подчёркивает, что главным богослужением является литургия: «Литургия – это кульминация, конец богослужения, когда мы уже должны вознестись на такую духовную высоту, чтобы осознать значение Таинства, и если не устами, то духом причаститься Святых Христовых Таин». «Указ о веществах для Божественной литургии» (1952 г.) запрещает на основании Апостольского аправила 3 приносить к алтарю что-либо, «кроме становящихся Телом и Кровью Христовыми хлеба и вина, а также елея для светильников и фимиама». Указ запрещает раздачу пасхальных яиц до окончания службы, что было бы «презрением к Божественному Таинству», ибо символ Воскресения, каковым является пасхальное яйцо, не заменит вкушения «Истинного Брашна – Тела Христова».

 



 
PR-CY.ru