ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МОНАСТЫРЬ НА ПАТМОСЕ - Страница 26

Среди серебряных изделий XVI в. видное место занимают венецианские лампады, ренессансные ковчег для ладана в форме корабля и позолоченный потир с изображением Христа в виде виноградной лозы и апостолов, из которого Александрийский патриарх Феофил II (Панкостас) во время Греческой национально-освободительной революции причащал моряков с острова Псара перед морским сражением близ острова Нисирос (теперь этот потир используется в качестве реликвария для главы священномученика Антипы во время крестного хода в Светлый вторник). В XVII в. в Венеции была изготовлена водосвятная купель из цельного листа серебра с тиснёным барочным декором, имеющая ножки и подставки для свечей в виде фигурок ангелов, – дар Дидимотихского митрополита Григория (между 1672 и 1693 гг.). Литое кадило (серебро с участками позолоты, 1713 г.), крышка которого имеет форму семикупольного храма в стиле, сочетающем константинопольское барокко с позднеготическими элементами. Из Грузии происходит золотой наперсный крест-мощевик (XVI в.) с частицей Честного Древа, украшенный жемчугом, бирюзой и другими драгоценными камнями, на лицевой стороне которого помещены рельефное «Распятие» и погрудные образы Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, двух ангелов, а на оборотной – Пресвятая Богородица и погрудные образы Пантократора и архангелов. В декоре лампады (XVI–XVII вв.) с прорезным орнаментом в виде арабесок и мастрапаса (небольшого сосуда для вина или воды; XVI в.) с гравированным зооморфным и растительным орнаментом заметны черты турецкого и персидского влияния. Большинство изделий XVII в. изготовлены в константинопольских мастерских и выполнены в османском стиле: серебряный с позолотой литой посох проигумена Никифора Хартофилакса (1615–1628 гг.); потир, украшенный разноцветным стеклом, с выполненными чернью изображениями пророков (мастер Панагос, 1676 г.); лампада, состоящая из шести частей конической формы (мастер монах Герасим, Патмос, литьё с прорезным цветочным орнаментом, 1685 г.). Османский стиль преобладает и в ряде других изделий второй половины XVII в., общая черта которых – использование эмали: в деревянных резных крестах в серебряной оправе и, самое главное, литом позолоченном посохе Константинопольского патриарха Дионисия IV с финифтью и бриллиантами (мастер Михалакис Франдзис, Константинополь, 1667 г.), подаренном монастырю Иоанна Богослова патриархом Неофитом VI. В Москве изготовлен серебряный с позолотой ковчег-мощевик (1718? г.) с пышным растительным орнаментом, содержащий мощи Иоанна Златоуста, великомучеников Георгия Победоносца, Пантелеимона, первомученика Стефана, мученика Петра Лампсакского.

 



 
PR-CY.ru