ИОАНН ФИЛОПОН, Грамматик - Страница 35

Таким образом, для тритеизма Иоанна Филопона характерно придание ипостасным особенностям видообразующей силы. Три «Божественности», которые он мыслил составляющими Троицу, имели «один логос сущности» (созерцаемый в них и сказываемый о них), но при этом они не были реально единосущны, представляя собой три частные Божественности. У Максима Исповедника в «Главах о любви» содержится обвинение тритеизма (без упоминания Иоанне Филопоне) в «отделении» Ипостасей друг от друга. Это «отделение» имело место у Иоанна Филопона, в первую очередь, вследствие того, что ипостасная особенность Сына, вместо того чтобы характеризовать реальность Его происхождения от Отца при сохранении единства сущности и бытия, оказывалась средством отделения Сына от Отца, т.е. разделения Ипостасей, а это приводило к тому, что они в самом деле переставали быть единосущными. Дальнейшая разработка преподобным Максимом триадологии (в которой учение о Боге сформулировано следующим образом: «Он – Единица по логосу сущности и Троица по способу существования») в определённой степени является ответом на тритеизм Иоанна Филопона, хотя многие элементы учения Максима споведника, как и критика «троебожия», встречаются уже у каппадокийцев. Согласно Максиму, различие Ипостасей Пресвятой Троицы реально, но оно не «разделительно-видовое», а «экзистенциальное», т.е. характеризует различие в способах существования единой сущности, тождественной в каждой Ипостаси. Возражая тритеитам, Максим говорит, что они упраздняют таинство Троицы, представляя её по аналогии с человеческими ипостасями. Именно это утверждает Иоанн Филопон: «Подобно тому, как мы (люди) – одна сущность исключительно в мысли благодаря общему логосу сущности, в то время как в реальности и по истине мы сознаём себя многими людьми, так есть Единый Бог только в нашей мысли благодаря общей природе, но в реальности и истине их три, поскольку Божество распределяется в соответствии с ипостасями». Дистанцирование от триадологии Иоанна Филопона стало, как полагают исследователи, одним из важных моментов для Максима Исповедника в его собственной триадологии. Так, в «Мистагогии» он пишет, что Бог – Троица «не по разделению, отчуждению или какому-либо членению, ибо Единица не расчленяется Ипостасями, не содержится и не созерцается в них относительным образом». Другой пример скрытой полемики с Иоанном Филопоном исследователи находят в «Толковании на молитву Господню»: «И не как нечто общее и родовое, созерцаемое одной лишь мыслью, отличается Единица от Троицы, ибо Сущность является подлинно Самосущной». Таким образом, триадология Иоанна Филопона является важным контекстом для рассмотрения триадологии Евлогия Александрийского и преподобного Максима.

 



 
PR-CY.ru