ИОАНН ФИЛОПОН, Грамматик - Страница 32

Появление тритеизма как течения в монофизитском богословии исследователи датируют примерно 557 г. и связывают с учением сирийца-яковита, уроженца Апамеи Иоанна Аскуцангиса. Исследователям известно, что он учился в Константинополе у некоего Самуила или Петра, а после его смерти выступил с оригинальным учением о том, что в Пресвятой Троице не одна сущность, а три. Это позволяло примирить учение об «одной природе Бога Слова воплощённой» с учением о Троице, чтобы исключить воплощение всех трёх Лиц. Таким образом, будто бы решалась проблема теопасхитства, поскольку, согласно тритеитам, воплощение Бога Сына не влекло воплощения Отца и Духа по той причине, что у Отца и Святого Духа иная, «частная», божественность. У Иоанна Аскуцангиса появились ученики, однако тритеизм почти сразу получил отпор в монофизитской среде. С трактатом против этого учения выступил Феодосий Александрийский (который в то время был лидером монофизитов), находившийся в почётной ссылке, точнее, под царским присмотром в Константинополе. Вплоть до смерти Феодосия в 566 г. о тритеизме больше ничего не было слышно, однако вскоре тритеитами себя признали два монофизитских епископа, получивших хиротонию от Иакова Барадея: Конон Тарсийский и епископ Селевкии Исаврийской Евгений. В 567 и 568 гг. тритеизм был осуждён на собраниях монахов в Сирии. Примерно в это же время тритеизм получил подкрепление в лице Иоанна Филопона, написавшего во второй половине 567 г. в поддержку этого учения трактат «О Троице» и ряд других трактатов, сохранившихся во фрагментах. С тех пор тритеизм связывается преимущественно с его именем. Большинством монофизитов это учение не было принято. В 568–569 гг. произошёл окончательный раскол среди монофизитов между тритеитами и теми, что остались верны традиционной триадологии. Конон Тарсийский и Евгений Селевкийский, официально извещённые о своём смещении, анафематствовали, в свою очередь, Иакова Барадея. При поддержке внука императрицы Феодоры монаха Афанасия, ставшего сторонником тритеитов, Конон и Евгений получили право на обжалование своего смещения; по указу императора-халкидонита Юстина II при председательстве халкидонитского патриарха Константинополя Иоанна Схоластика состоялся диспут (569/570 г.) между двумя партиями монофизитов, но этот диспут, длившийся четыре дня, ни к чему не привёл. С этого момента Конон и Евгений начали создавать по всей империи особую тритеитскую иерархию в монофизитском лагере. Во время последовавших в 571 г. гонений на монофизитов Конон был сослан в Иерусалим, где находился около трёх лет, затем был освобождён и поселился в деревне в Киликии, которая и стала центром тритеизма.

 



 
PR-CY.ru