ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 65

Особенно роскошно оформлено Евангелие-апракос (вторая половина XI в.): это большая рукопись, написанная литургическим унциалом, с заставками, выполненными красками и золотом в «лепестковом» стиле, и полностраничными миниатюрами, изображающими двунадесятые праздники (сохранились «Сошествие во ад», «Рождество Христово», «Крещение Господне», «Сретение», «Преображение», «Успение Пресвятой Богородицы»). Евангелие-апракос (конец XI – начало XII вв.) украшено полностраничными изображениями евангелистов, орнаментальными и историзованными инициалами и заставками в «лепестковом» стиле. В Евангелии-апракос (конец XI в.) текст, написанный на каждой странице в форме креста, дополняют роскошные заставки с изображениями птиц, чаши, цветов. Знаменитый иверский иллюстрированный список «Повести о Варлааме и Иоасафе» исследователи готовы отнести к концу XI в. (таково мнение Дж. Андерсона, Ф. Даюто и др.; С. Дер-Нерсесян, Дж. Галаварис и др. датировали рукопись XIII в.). Из всех сохранившихся иллюстрированных списков этой «Повести…» данный экземпляр самый подробный и качественный. Он содержит около 200 сцен, размещённых узкими полосами среди текста. Мелкие, подвижные фигурки персонажей с выразительными резковатыми лицами трактованы в изящной, сухой и несколько условной манере, характерной для константинопольской миниатюры раннекомниновской эпохи. К началу XIII в. исследователи относят Четвероевангелие без номера из ризницы. Оно принадлежит к так называемой Чикаго-Карахисарской группе рукописей, миниатюры которых отличаются бледными цветами (розовым, пурпурным, голубым, зелёным), плохой сохранностью живописи и специфическим характером орнамента. В рукописи есть изображения пророка Моисея, получающего скрижали, Христа Еммануила во Славе и четырёх евангелистов. Четвероевангелие создано в Константинополе в третьей четверти XIII в., по мнению исследователей, ещё в период латинского владычества (в рукописи есть латинские записи). Рукопись помимо изображений четырёх евангелистов содержит портрет неизвестного ктитора и более 30 миниатюр на евангельские сюжеты. Живопись этих миниатюр представляет один из ранних образцов нового палеологовского стиля, оформившегося к третьей четверти XIII в. Для них характерны повествовательный характер, обилие деталей, интерес к изображению пространственной среды и объёма, многообразие движений и ракурсов персонажей, подчёркнутая пластика и экспрессия в фигурах и лицах. От палеологовского периода в Иверском монастыре сохранилось несколько иллюстрированных рукописей: из ризницы – возможно, более ранняя рукопись с миниатюрами, записанными в XIV в.; из ризницы – Четвероевангелие с колофоном 1322/1323 г., выполненное писцом Харитоном из монастыря Пресвятой Богородицы Одигон в Константинополе и украшенное изображениями четырёх евангелистов; Псалтирь, переписанная тем же Харитоном в 1346 г. по заказу императрицы Анны Савойской и украшенная прекрасными орнаментальными заставками в «лепестковом» стиле в два цвета, золотым и синим.

 



 
PR-CY.ru