ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 61

Много произведений церковного шитья происходит из Грузии: плащаница середины XVII в., вклад картлийской царицы Мариам (1634–1658 гг.) и Тбилисского архиепископа Елисе Сагинашвили; сень (так называемый зонт) иконы Божьей Матери Портаитиссы, 1686 г., дар правителя Ашотана Мухранбатони (1637–1692 гг.) и его сына Кайхосро. Подобные предметы, составлявшие шитый убор почитаемых выносных икон, известны исследователям по изображениям на иконах. Сходного типа складная сень на высокой ручке была установлена над образом Божьей Матери Одигитрии, судя по клейму иконы «Похвала Богоматери, с Акафистом» (конец XIV в., Успенский собор Московского Кремля). Сень из Иверского монастыря по всей поверхности украшена шитыми изображениями; по кайме идут литургические надписи. Шитый проскинитарий (конец XVII в.), с изображением Святого Гроба и событий Нового Завета, неизвестного происхождения, принадлежит к традиции, распространённой во всех православных культурах Нового времени. К облачениям русской работы относится орарь (около 1676 г.) из пунцового бархата, на который нашиты металлические медальоны круглой и трапециевидной формы. В круглых медальонах помещены чеканные изображения Христа, Богоматери (типа Влахернитиссы), архангелов, евангелистов, пророков (Давида, Захарии, Аарона, Моисея), апостолов Петра и Павла. В надписях упоминаются архимандрит Соломон, Мария и Михаил из рода Романовых, а также город Москва. Саккос Константинопольского патриарха Дионисия IV из золотой парчи с цветочным шелковым шитьём украшен эмалевыми медальонами с Деисусом и изображениями 12 апостолов, исполнен в Вене во второй половине XVII в. и поднесён патриарху господарями Молдавии Иоанном Шербаном (1682 г.) и Валахии Константином Брынковяну. На большом омофоре (XVII в.) из белого атласа в четырёх крестообразных медальонах помещены шитые композиции «Распятие», «Снятие с креста», «Сошествие во ад» и «Успение Пресвятой Богородицы». На лицевой стороне (спускающейся с левого плеча) помещён круглый медальон с изображением Христа Еммануила в окружении двух ангелов. Интересна исследователям также шитая палица (1699 г.), вложенная в Иверский монастырь иеродиаконом Саввой и некой Марией. Исполненная безыскусно, она выделяется составом лицевых изображений. В центре вышита сцена «Успение Пресвятой Богородицы» – храмового праздника кафоликона Иверского монастыря, по углам – сцены из Нового Завета: «Рождество Христово», «Распятие Господне», «Сошествие во ад» и «Вознесение». Под композицией «Успение Пресвятой Богородицы» в центре вышиты три иконы, вероятно, почитаемые в Иверском монастыре. По сторонам более крупной по размеру иконы, воспроизводящей извод Портаитиссы, изображены Богоматерь с Младенцем. Под каждой иконой находится ткань-пелена, к левой иконе припадает мужская фигура, около правой стоит женская. Все три иконы вышиты на голубом фоне, как будто парят над водной гладью, что должно напоминать об обстоятельствах обретения Портаитиссы. К более поздним работам исследователи относят так называемую мантию Константинопольского патриарха Григория V и алтарную завесу с вышитой золотом композицией «Успение Пресвеятой Богородицы» (работа золотошвейки Кокконы Орологи из Фессалоники, 1819 г.). В произведениях резьбы и в инкрустации резных поверхностей перламутром, древесными шашками очевидно влияние восточной орнаментики, о чём свидетельствует инкрустированная дверь 1589 г. из кафоликона Иверского монастыря.

 



 
PR-CY.ru