ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 64

4. Агиографическо-аскетические сборники: первый (Х–XI вв.) содержит Житие и Поучения Досифея, ученика аввы Дорофея (в переводе Евфимия Святогорца), а также другие тексты и Слова отцов церкви; второй по составу, в основном, повторяет первый сборник. 5. Гомилетические сборники: первый, переписанный в 977 г. на Афоне, «в монастыре св. Иоанна евангелиста» (т.е. в келлии апостола Иоанна Богослова), содержит Поучения Василия Великого (в переводе Евфимия Святогорца), Слова Андрея Критского и другие произведения и имеет пространный колофон, в котором упомянуты представители первой группы иверских насельников на Афоне (текст сборника издан полностью вместе с другими версиями: Василий Великий, «Поучения» Василия Кесарийского (в переводе Евфимия Афонского) с 26 «Беседами» Макария Великого (в переводе Евфимия Святогорца) и его Посланиями переписан на Олимпе в грузинской обители Пресвятой Богородицы; третий (XIII в.) содержит гомилии Псевдо-Иоанна Златоуста. 6. Сборники смешанного состава: «Рай» переписан в 977 г. в Ошки (колофон рукописи содержит ценные сведения о генеалогии большой семьи Чорчанели); Сборник (XI в.) составлен как учебная книга для братии Иверского монастыря. 7. Литургические сборники: Великий Синаксарь в переводе Георгия Святогорца переписан в 1071 г. в Иверском монастыре; Ирмологии (XI и XIV–XV вв.). С основания обители в ней существовал скрипторий, и велась интенсивная переводческая деятельность. В начале XI в. в нём работал монах Феофан Ивирит, переписавший и украсивший 14 книг. Орнаментальные заставки и инициалы с изображениями животных, змей, рыб в рукописях Феофана (например, в Гомилиях Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея) отличаются некоторым архаизмом и простотой исполнения, что типично для произведений монастырских скрипториев этого времени. Помимо рукописей, создававшихся на Афоне, в Иверском монастыре есть много книг, присланных из других мест, в первую очередь, из Константинополя. Многие из этих рукописей отличаются высоким качеством и отражают важнейшие тенденции в развитии византийской книжной иллюстрации. Древнейшие из них – Четвероевангелие (вторая четверть Х в.) и Слова Григория Назианзина (вторая половина Х в.). Последняя рукопись украшена заставками в виде кивориев и других архитектурных мотивов. Четвероевангелие (1387 г.) украшено таблицами канонов и изображениями четырёх евангелистов в рост, держащими Евангелия. Эти миниатюры принадлежат к числу лучших произведений живописи так называемого Македонского ренессанса. По иконографии миниатюр ему аналогичны Евангелия из Национальных библиотек Австрии и Франции. Более многочисленны иллюстрированные рукописи комниновского периода. Среди них – два крошечных Четвероевангелия с изображениями четырёх евангелистов (вторая половина XI в.; из ризницы, первая половина XII в.), толковое Евангелие (конец XI – первая половина XII в.), несколько рукописей евангельских чтений.

 



 
PR-CY.ru