ИННОКЕНТИЙ, Вениаминов Иван Евсеевич - Страница 17

Ранний графический портрет 1841 г. представляет Иннокентия в профиль. Другой портрет Иннокентия – последней трети XIX в. (Московское епархиальное управление), по мнению исследователей, послужил основой для многих эстампов. Это – поколенное изображение сидящего вполоборота вправо старца, в рясе и белом клобуке, на груди панагия и две орденские звезды, руки на подлокотнике кресла и на коленях; колорит монохромный. Третий живописный поясной портрет – конца XIX – начала XX вв. (митрополичьи покои Троице-Сергиевой лавры) представляет святителя в синей рясе и белом клобуке с крестом, с наградами – орденом св. Александра Невского и св. Владимира, с крестом в память Крымской войны, в левой руке – чётки. Портрет Иннокентия был выполнен Григорием Ивановичем Беловым в середине XIX в., на его основе сделана литография; на картине 1869 г., написанной художником Алексеем Фомичом Кондыревым, святитель был представлен за богослужением на Амуре (не сохранилась?). Несколько эстампов относится к упомянутому иконографическому типу – поколенному изображению святителя с длинными седыми волосами и окладистой раздвоенной бородой, в рясе и клобуке, с чётками в левой руке. На груди Иннокентия – панагия и две орденские звезды (тоновая литография 1870 гг. с пометой: «съ Фотогр(афии) Троице Сергiевои Лавры», Российская государственная библиотека, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии); к ним могут быть добавлены наперсный крест, орденские знаки и звезды, как на санкт-петербургской гравюре на стали 1894 г., изданной П.П. Протасовым (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, вариант в Институте русской литературы, «Пушкинский Дом»). На эстампе 1869 г., повторяющем гравюру Эдуарда Карловича Даммюллера (Санкт-Петербургский филиал Архива РАН), святитель показан погрудно, в повороте влево, в клобуке и с наградами, с факсимиле автографа под изображением. На литографии с раскраской 1868 г. московской мастерской Игоря Гаврилова, изданной Петром Николаевичем Шараповым (Исторический музей), портрет Иннокентия фронтальный (руки отсутствуют), на панагии – образ Спасителя. Исследователям известна литография Иннокентия (1868 г., московская мастерская Андрея Руднева, Российская государственная библиотека), на которой он изображён в богослужебном облачении (в архиерейской мантии, в митре, с панагией), с двумя орденами, с благословляющей десницей и с жезлом в левой руке (Российская государственная библиотека, Институт русской литературы, «Пушкинский Дом» – из собрания Фёдора Александрович Витберга).

 



 
PR-CY.ru