ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ - Страница 2

В VIII–IX вв. чин изобразительных, как и палестинский Часослов в целом, был принят в качестве основы для совершения служб суточного круга в монастырях Константинопольского патриархата, а с течением времени – и повсеместно в православной церкви. Однако практическая нужда в этом чине отпала как в связи с распространением киновиальных монастырей, где монахи посещали церковную службу ежедневно, так и в связи с почти полным прекращением практики келейного самопричащения (тем не менее, основу чинов самопричащения, иногда встречающихся, образуют именно песнопения изобразительных). Поэтому изобразительны либо начали включать в состав константинопольских чинов литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, где изобразительны образовали начальную (Пс. 102 и 145, блаженны – так называемые изобразительные антифоны (Типикон обозначает их просто как «изобразительны»); эти тексты в значительной мере вытеснили собственно константинопольские антифоны литургии, см. Вседневные антифоны), а также заключительную (Пс. 33 после заамвонной молитвы и совершаемое в этот момент раздаяние антидора – ср. с самопричащением во время того же псалма) части чина литургии; либо стали совершать в качестве отдельной службы в конце шестого или девятого часа. В этом отношении в разных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов наблюдаются несколько различающиеся практики, причём отдельное совершение изобразительных далеко не всегда означало отказ от пения «изобразительных антифонов» на литургии того же дня. Название «изобразительны» в древнейших византийских Псалтирях X–XI вв. стоит также перед собранием песнопений литургии – «Единородный Сыне», херувимская песнь, Символ веры, «Ныне силы» на литургии Преждеосвящённых Даров, молитвы после причащения и другие молитвы и песнопения, связанные с литургией. В различных редакциях Студийского устава изобразительны как самостоятельное последование полагается исполнять после литургии и девятого часа (об этом говорится и в константинопольском Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., и в западных (афоно-южно-итальянских) версиях Студийского устава (например, в Мессинском Типиконе 1131 г.). Эта же студийская практика засвидетельствована и в Евергетидском Типиконе второй половины XI в., следующем традиции малоазийских монастырей, однако здесь указано петь изобразительны в келлиях. После девятого часа изобразительны совершались и в тех случаях, когда не было литургии (только в этом случае Евергетидский Типикон предписывает петь их в храме). Когда изобразительны совершаются в храме, они начинаются с заповедей блаженств. В некоторых случаях изобразительны исполнялись перед литургией: согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, такой порядок соблюдался в день Пасхи.

 



 
PR-CY.ru