ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ - Страница 4

В греческих Часословах XII в. в последование изобразительных впервые включается молитва «Ослаби, остави...», характерная и для более поздних Часословов, составленных в соответствии с Иерусалимским уставом. В этих памятниках ещё сохраняется стих «Един свят...», а после «Отче наш» нет тропарей или кондаков. Какие-либо песнопения после «Отче наш» на изобразительны не упомянуты и в древнейших иерусалимских Типиконах. В сирийском Часослове XII в. указано чтение тропарей после Пс. 33 (как полагают исследователи, это – один из ранних вариантов добавления тропарей в последование изобразительных). Но не позже чем к XIV в. последование изобразительных получило вид, практически идентичный сохраняющемуся до настоящего времени: Пс. 102; «Слава» и Пс. 145; «И ныне» и «Единородный Сыне»; блаженны с припевом или с тропарями; тропарь «Лик небесный», стих Пс. 33:6 и тот же тропарь, «Слава» – тропарь «Собор святых ангелов», «И ныне» – Символ веры; молитва «Ослаби, остави...», «Отче наш»; кондаки (устав кондаков сходен с уставом тропарей и кондаков по малом входе на литургии: кондаки дня седмицы, храма, святого, «Со святыми упокой», богородичен «Предстательство христиан»; «Господи, помилуй» 12 раз; молитва «Всесвятая Троица» (заключительная строка молитвы тождественна литургийной аккламации, и Пс. 33; «Достойно есть» и отпуст. В различных рукописях и печатных изданиях Часословов и Псалтирей с восследованием исследователи видят лишь небольшие расхождения в последовании изобразительных. Служба помещается иногда после шестого часа (или после междочасия шестого часа), иногда же – после девятого часа, это характерно и для славянских, и для греческих списков. Изобразительны могут предваряться особым заглавием «обедница» (ср.: в Часослове. Краков, в 1492 г.: «Начало типиком, еже есть обедница») или же присоединяется к девятому часу без ккакой-либо рубрики, что, по мнению исследователей, является пережитком структуры студийских Часословов. В некоторых списках и изданиях Часослова сохраняется припев к Пс. 102 «Благословен еси, Господи», в греческих же изданиях помещается первый стих Пс. 102 с этим припевом, затем излагается весь псалом с начала, эта форма изложения становится нормой и в русских изданиях после патриарха Никона. Перед тропарём «Единородный Сыне» может стоять «И ныне» («Слава» перед Пс. 145) или же вместе «Слава, и ныне». Устав кондаков после «Отче наш» различается. Так, в рукописи Российской государственной библиотеки указан только кондак храма (Успения), в других списках указывается кондак дня, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Предстательство», в иных добавляются указания о кондаке храма и Минеи (Краков, 1491 г.), сербский Типикон 1319 г. указывает кондак храма, «Славу» и далее, как везде.

 



 
PR-CY.ru