ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ – в православном богослужении – одна из служб суточного богослужебного круга. Изобразительны тесно связаны, с одной стороны, с палестинской монашеской традицией келейного самопричащения, с другой стороны – с чином Божественной литургии. Изобразительны могут входить в состав литургии (см. Изобразительные антифоны) или совершаться как самостоятельная служба после шестого или девятого часа. Текст изобразительных помещается в Часослове и Следованной Псалтири. По происхождению чин изобразительных является палестинским последованием, которое возникло в практике келлиотского монашества. В лавре Саввы Освященного и других палестинских монастырях монахи-келлиоты посещали церковную службу в храме центрального монастыря лишь единожды в неделю, самостоятельно пропевая все последования суточного круга в келлиях. При этом те келлиоты, кто причащались чаще одного раза в неделю, после литургии в воскресный день получали в центральном монастыре уже освящённые Святые Дары (см. Запасные Дары) и сами себя приобщали Святых Таин в прочие дни. Чин изобразительных и был той келейной службой, во время которой это происходило. В неё вошли некоторые элементы чина литургии (а именно, иерусалимского чина литургии апостола Иакова), в том числе Символ веры, молитва Господня «Отче наш», песнопение «Един свят...» и др. Впервые изобразительны упоминаются в «Завещании Саввы Освященного» как служба, предваряющая литургию: в многоязычной обители Саввы сирийцам, грузинам и франкам было предписано совершать полную литургию вместе с греками; на родном языке им дозволялось петь в своих храмах лишь изобразительны с чтением Апостола и Евангелия до начала литургии в главной церкви. Чин изобразительных также совершался в гробнице Саввы. Как сокращённое описание изобразительны исследователи толкуют рассказ о причащении Марии Египетской в пустыне из Жития преподобной, согласно которому до причащения Зосима прочитал Символ веры и «Отче наш», а после Мария прочла «Ныне отпущаеши». Древнейший сохранившийся полный текст чина изобразительных содержится в палестинском Часослове VIII в., где этот чин назван «на причащение». Он состоит из следующих частей: исповедание благоразумного разбойника (Лк. 23:42b) и заповеди блаженств (Мф. 5:3–12; исповедание, как полагают исследователи, служило припевом к заповедям; см. Блаженны); тропарь с троичным славословием (начало: «Лик небесный»); Символ веры; «Отче наш»; «Господи, помилуй» трижды; песнопение; три перефразированных строки из Пс. 33 с припевом «Аллилуия», выполняющие роль причастного стиха; благодарственные молитвы по причащении.

 



 
PR-CY.ru