ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ - Страница 5

В рукописи Российской государственной библиотеки богородичен «Предстательство» назначается только в среду и пятницу, в других же будние дни (понедельник, вторник и четверг) – богородичен «Моление тёплое». В рукописях Российской государственной библиотеки и некоторых других назначается тропарь «Боже Отец наших», затем «Слава» – «Со святыми упокой» и богородичен «Предстательство». В некоторых изданиях, основанных на сербских рукописях Часословов и Псалтирей, а также в ряде греческих изданий в чине опущена молитва «Всесвятая Троица», что ослабляет историческую связь изобразительных с литургией (в поздних греческих изданиях конца XIX в. молитва присутствует). Напротив, в московских изданиях Часослова XVII в. к чину добавляется тропарь литургии «Да исполняются уста наши» и заменявшая его в дониконовской русской практике на литургии Преждеосвящённых Даров молитва «Благодарим Тебя Христе Боже наш». Перед Пс. 33 может произноситься «Слава, и ныне», что фиксируется не во всех списках и изданиях с изобразительными. Последовательность возгласов при отпусте может сильно различаться в разных рукописях, от самых простых вариантов («Слава, и ныне», «Господи, помилуй» дважды, «Господи, благослови» и отпуст – например, в рукописи Российской государственной библиотеки) до более сложных (с возгласом священника «Боже, ущедри» и следующим после этого отпустом, что характерно для большинства рукописей XV–XVI вв.). В греческих Типиконах и Триодях, начиная с печатных изданий XVI в. и вплоть до современных, приводится указание (вряд ли оправданное с точки зрения истории и содержания чина) о чтении молитвы часов (на изобразительных, совершаемых в будние дни Великого поста). Согласно греческим и южнославянским редакциям Иерусалимского устава, если в церковной службе изобразительны присутствуют, чин может начинаться с Пс. 102 и 145 – (изредка подобные указания встречаются и в дониконовских русских Минеях, например, в рукописи Российской государственной библиотеки (XVI в.) говорится о чтении Пс. 102 и 145 в составе изобразительных на царских часах). Но в русском «Оке церковном» (так в период с начала XV в. и до середины XVII в. назывались русская редакции Иерусалимского устава) начало изобразительных с Пс. 102 и 145 полностью исключается, и во всех случаях (в Великий пост и другие посты, в конце царских часов перед Рождеством Христовым, Богоявлением и в Великую пятницу) изобразительны начинаются с блаженн (по мнению исследователей, это можно объяснить сохранением студийской практики). В русских печатных изданиях XVII в. наблюдается постепенное проникновение более поздней греческой практики, что видно из рубрик царских часов и других мест богослужебных книг.

 



 
PR-CY.ru