ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ - Страница 3

Пение изобразительных перед литургией в день Пасхи упоминается в сербском Служебнике второй половины XIV в. (Российская национальная библиотека) и в послании Московского митрополита Киприана к игумену Афанасию (1390–1405 гг.; Русская историческая библиотека). В Часословах, связанных с богослужением по Студийскому уставу, изобразительны включены в общее последование «обедницы», куда входят также часы третий, шестой и девятый; от девятого часа изобразительны не отделяются. Последование изобразительных здесь состоит из Пс. 102 и 145, тропаря «Единородный Сыне» (после «Слава, и ныне:»), заповедей блаженств (здесь могут петься тропари на блаженнах из Октоиха и других книг, после них – могут читаться Апостол и Евангелие; в некоторых рукописях тропари и чтения помещаются прямо в изобразительных), далее последование сходно с чином, помещённым в Часослове: тропарь «Лик небесный», Пс. 33:6, вариант того же тропаря: «Собор святых ангел и архангел», Символ веры, «Отче наш», молитва «Господи Боже наш, Иже преславную Матерь Свою» (присутствует не во всех Часословах), «Господи, помилуй» 12, 30 или 50 раз, «Един свят», троекратное «Буди имя Господне» и Пс. 33, после которого «Честнейшую херувим» и отпуст. Пс. 102 и 145 предваряются указаниями на припевы («отпелы») «Благословен еси, Господи» и «Славлю Отца и Сына и Святаго Духа» (для Пс. 102 и 145 соответственно). После Пс. 102 и тропаря «Единородный Сыне» может быть указано пение «Господи, помилуй» трижды и «Слава, и ныне» (вместо малой ектении). Припевы к псалмам и указание на ектению, по мнению исследователей, означает, что начальная часть изобразительных в Часословах излагается применительно к использованию её на литургии. В полном виде последование изобразительных по Часослову исполнялось в келейной практике, в церкви же, как показывают данные студийских Типиконов, изобразительны начинались с заповедей блаженств. Подобное разделение подтверждается указанием Студийско-Алексиевского Типикона на Пасху, где различаются келейное и церковное совершение изобразительных (в этом случае изобразительны предшествуют литургии). Чинопоследование изобразительных в разных редакциях Студийского устава имеет некоторые различия. Так, согласно славянскм Часословам студийской традиции и Студийско-Алексиевскому Типикону, последование изобразительных не имеет изменяемых песнопений, кроме тропарей на блаженнах и чтений из Священного Писания. Согласно Мессинскому Типикону, после «Отче наш» читается отпустительный тропарь, в конце изобразительных исполняется не только Пс. 33, но и 144. В Студийско-Алексиевском Типиконе как особенность совершения изобразительных в рамках церковного богослужения отмечена возможность возглашения ектении в конце последования с прибавлением заключительных возгласов дьякона и священника.

 



 
PR-CY.ru