ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ - Страница 7

Девятый час в непостные дни в этот период в практике Русской церкви совершался или перед вечерней, или сразу же после литургии. Аналогичная практика сохраняется в православной церкви до настоящего времени (как у греков, так и у славян). В Часословах, изданных в Москве в 1652 и 1653 гг., в последование изобразительных вставляются рубрики об исполнении тех или иных песнопений изобразительных на литургии. В этих же изданиях приведены указания о разделении «Достойно есть» на две части возгласом священника (этот обычай удерживается как в старообрядческой, так и в новообрядческой практиках). После исправления книг в середине XVII в. рубрики о песнопениях на литургии были большей частью удалены из последования, но в него была заново включена песнь, отсутствующая в изданиях 1652 и 1653 гг. C XVII в. в чине изобразительных нередко начинают опускать те или иные песнопения, которые прозвучат на Божественной литургии, если после изобразительных следуют вечерня и литургия. До конца XVII в., в первую очередь, это коснулось исполнения Пс. 33 (в Типиконе 1695 г. и в следующем за ним издании Миней 1705 г. в последовании царских часов указано, что Символ веры опускается, если изобразительны предшествуют литургии). В XIX в. в старообрядческих и единоверческих книгах фиксируется совершение изобразительных сразу после девятого часа перед литургией. Эта практика вызвала появление уставных рубрик в некоторых единоверческих переизданиях Часовников XIX в. Части изобразительных, вычитываемые перед литургией (исполняются только те песнопения, которые не будут спеты на литургии), обозначаются рубрикой на полях: «По часе девятом». Одной из новых черт послениконовских русских Часословов (как и греческих печатных Орологиев) стало включение в ряд кондаков на изобразительных после «Отче наш» кондака праздника Преображения Господня. Появление этого кондака в рядовом чине изобразительных одни толкователи Устава объясняют тем, что во время Преображения Господь беседовал с Моисеем и Илиёй о Своих крестных страданиях; другие связывают с тем, что издание, ставшее основой последующих, опиралось, в свою очередь, на некий Часослов из церкви или монастыря, посвящённых Преображению Господню. Ни общепринятый в РПЦ Типикон, ни украинские издания Часословов и других книг не указывают чтения на изобразительные кондака Преображения. Исследователи богослужебного Устава по-разному подходят к этому вопросу, одни следуют только указаниям Типикона и поэтому не упоминают кондак Преображения, другие же учитывают указания Часослова. Ещё одно расхождение между Часословом и Типиконом касается количества повторов «Господи, помилуй» после кондаков (кроме будних дней Великого поста, когда положено 40-кратное «Господи, помилуй»): Часослов указывает 12 раз, Типикон – 40 раз и лишь в последовании Великой субботы – 12 раз; 12-кратное произнесение «Господи, помилуй» указывается также в греческих печатных Минеях на царские часы 24 декабря и 5 января. В греческих пособиях по Уставу отмечен обычай оканчивать изобразительные исполнением не только Пс. 33, но и Пс. 144, не соответствующий указаниям Часослова.



 
PR-CY.ru