ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ - Страница 6

Так, Пс. 102 и 145 на изобразительных 24 декабря указываются уже в московских изданиях Устава 1641 г. и декабрьской Минеи 1645 г. (но в январской Минее 1644 г. изобразительны 5 января начинаются с блаженн). В Уставе 1641 г. появляется указание об исполнении изобразительных с Пс. 102 и 145 в случае отмены литургии Преждеосвящённых Даров (Маркова глава о службе 24 февраля в будний день Великого поста). В аллилуйные дни Рождественского поста указание на Пс. 102 и 145 в начале изобразительных появляется лишь в послениконовском Типиконе 1682 г. Однако в будние дни Великого поста и в греческой, и в русской традициях доныне сохраняется практика начинать изобразительны с блаженн (согласно греческой практике, Пс. 102 и 145 начинают изобразительны только вне поста, а в Рождественский и Петров пост изобразительны начинаются с блаженн, как и в Великий). В первый день Пасхи и на Светлой седмице последование изобразительных имеет особый порядок: почти все его части заменяются пасхальными песнопениями. Исследователям известны два чина пасхальных изобразительных. Первый излагается в рукописях русского «Ока церковного» XV–XVI вв., второй впервые фиксируется в первопечатном «Оке церковном» 1610 г. Первый чин говорит, что в случае, если на Пасху почему-либо нет литургии, после шестого часа при пении троекратного «Господи, помилуй» братия входит из притвора в церковь, затем читаются Апостол и Евангелие, поются тропарь Пасхи «и прочее единою»; по мнению исследователей, предполагается исполнение пасхального часа. Второй чин входит в русские печатные издания XVII в. и позже, вплоть до современных; согласно этому чину, в начале изобразительных поётся тропарь Пасхи трижды, затем «Воскресение Христово видевши», ипакои, «Слава» – кондак Пасхи, «И ныне» – «Единородный Сыне», после «Отче наш» поются тропари пасхальных часов, молитва не читается, только возглашается. Таким образом, совершение изобразительных в Иерусалимском уставе приходится на те дни, когда литургии нет (как в некоторые будние дни Великого поста и др.) или когда она служится после вечерни, т.е. в дни особого поста. В дни, когда пост не положен, и когда литургия совершается после шестого часа, изобразительны в практике XV–XVII вв. не совершались. На это указывают уставные рубрики Часословов и Псалтирей с восследованием этого времени, например, согласно рукописям Российской государственной библиотеки, псалмы изобразительных поются на литургии, а полное последование изобразительных может совершаться или вместо литургии, или после девятого часа в постные дни, или же на келейной молитве.

 



 
PR-CY.ru