ИНТРОИТ - Страница 8

В богослужении XVIII–XIX вв. текст интроита во многих случаях читался священником. В высокой (торжественной) мессе на его чтение могло накладываться многоголосное пение «Kyrie eleison». Органная пьеса Ференца Листа «Introitus» (1884 г.), полная романтического пафоса, выполняет аналогичную функцию во время низкой мессы; дань листовской традиции отдал Золтан Кодаи, включивший интроит в собрание музыки для низкой мессы. Интроит исследователи находят в цикле органных месс «L'organiste à la Messe» («Органист на мессе») Ш. Жюстена (1873 г.). Традиция органного интроита французских органных мессах ХХ в. восходит к богослужебному циклу Шарля Турнемира «Мистический орган» (1927–1932 гг.), в котором краткие прелюдии, открывающие каждую из 51 сюиты для сопровождения богослужения в течение церковного года, представляют собой свободные парафразы григорианских напевов интроита определённых дней. Последователями Ш. Турнемира стали Морис Дюрюфле, Марсель Дюпре и другие французские композиторы-органисты. Наиболее известным образцом жанра является «Entrée» («Входное») из «Мессы Пятидесятницы» (1949–1950 гг.) Оливье Мессиана, с подзаголовком «Языки пламени». Художественный эффект сочинения достигается благодаря изощрённой ритмической организации (основанной на использовании древнегреческих метров) и ярким колористическим эффектам. Из композиторов немецкой школы исследователи называют Зигфрида Карг-Элерта, которому принадлежит интроит из цикла «Восемь коротких пьес» (1931 г.). Интроит также устойчиво вошёл в состав заупокойной мессы (реквиема). В сочинениях этого жанра у композиторов XVIII–XX вв. (Вольфганга Амадея Моцарта, Джузеппе Верди, Бенджамина Бриттена и др.) текст интроита трактуется в соответствии с общей авторской концепцией произведения. Текст интроита реквиема использован также в «Introitus» Игоря Фёдоровича Стравинского (1965 г.), посвящённом памяти Томаса Стернза Элиота. Одночастный концерт для фортепиано с оркестром Софии Асгатовны Губайдулиной «Introitus» (1978 г.) связан с литургическим жанром лишь заголовком; он был задуман как начало цикла инструментальных концертов с литургическими названиями, составляющих воображаемую инструментальную мессу. В современной католической практике мессу чаще всего начинает именно органист. Он может предварять своей игрой выход священника, исполняя самостоятельную пьесу или же аккомпанируя хору во время входных песнопений.



 
PR-CY.ru