ИНТРОИТ - Страница 5

Однако в настоящее время это сочинение датируется каролингским периодом, а в богослужении, которое в нём описывается, заметно влияние римского обряда (символическое толкование этих антифонов как голосов ветхозаветных патриархов, возвестивших пришествие Христово, совпадает с толкованием Амалария Мецского). Тем не менее, начальные антифоны мессы упоминаются уже в каноне 30 Агатенского (Агдского) собора 506 г. Пение интроита сохраняется в богослужении лютеранских церквей. В восточно-христианских литургических традициях полного аналога интроиту нет, хотя евхаристическое богослужение начинается с антифонного пения псалмов (наиболее близким к интроиту в византийской традиции является входной стих). Помимо основного корпуса из 145 интроитов, которые были в употреблении в начале VIII в. в Риме и впоследствии вошли в репертуар григорианского пения, исследователям известны четыре интроита римского происхождения (для брачной и заупокойной месс и для чинов ординации епископа и папы), не включённые в более позднюю франкскую литургию, и шесть интроитов, написанных для вновь установленных праздников Франкской церкви и зафиксированных во франкских рукописях IX в. По мнению исследователей, староримские и григорианские мелодии интроитов схожи по структуре, но первые отличаются большей стереотипностью, что может свидетельствовать как о более древнем происхождении, так и о «сглаживании» в процессе устного бытования на протяжении более трёх столетий. Григорианские интроиты, по мнению исследователей, обладают рядом характерных черт. С одной стороны, все их напевы самостоятельны и таким образом представляют собой оригинальные сочинения. Мелодическое разнообразие интроитов имеет важное смысловое значение: входное песнопение не только содержанием текста, но и музыкальными средствами должно создать определённое настроение, соответствующее теме дня. Таким образом, интроит выделяется среди прочих песнопений проприя мессы, функции которых в богослужении в большей степени зависят от неизменяемого чина (ординария) мессы. С другой стороны, мелодии григорианских интроитов обладают едиными стилистическими чертами. Для всех интроитов характерен невматический склад (от двух до пяти звуков на большинство слогов текста). По мнению исследователей, это является следствием особой жанровой «чистоты» интроита, который никогда не заимствовал напевов других жанров (как, например, communio).

 



 
PR-CY.ru