ИНТРОИТ - Страница 2

Проведённый ими анализ репертуара римского антифонария мессы (во многом совпадающего с репертуаром франкских Градуалов каролингской эпохи) показал, что ядро (примерно 145 интроитов) представляет собой «рукотворную», искусственно созданную композицию, которая возникла в период понтификата папы Сергия I (687–701 гг.), и, как полагают исследователи, в её составе были чуть ранее появившиеся отдельные интроиты. Главной причиной включения интроита в состав римской мессы была потребность в особо торжественных песнопениях для встречи папы в римских базиликах. То, что были выбраны большей частью тексты псалмов, объясняется влиянием богослужения монашеских (аскетических) общин, существовавших при базиликах (хотя прямых параллелей между интроитом и монашескими службами суточного круга нет). Согласно «Ordo Romanus I» (первая половина VIII в.), когда певцы схолы выходили к алтарю и выстраивались в два ряда, старший певец (prior) начинал петь интроит, а диаконы отправлялись в сакристий (secretarium), располагавшийся возле входа в храм, где в это время происходило облачение клириков, за папой; при пении интроита процессия клириков с папой во главе двигалась к алтарю; по мнению исследователей, в эту эпоху пелся не отдельный псалмический стих с антифоном, а псалом полностью, так что, когда процессия достигала алтаря, подавался знак к пению малого славословия, за которым следовало повторение припева (антифона). Первоначально псалом имел большее значение, чем антифон, поскольку выбор того или иного псалма зависел от его содержания (при последующем же сокращении псалма до одного стиха смысл этого выбора терялся). Например, на мессе четвёртого воскресенья Адвента стих псалма «Coeli enarrant gloriam Dei» прямо не связан с темой Адвента, но в том же псалме дальше есть слова о женихе, выходящем из своего брачного чертога («sponsus procedens de thalamo suo» – Пс. 18:6). На третьей рождественской мессе псалмический стих «Cantate Domino canticum novum» слишком общий по содержанию, но в том же псалме дальше есть слова: «Явил Господь спасение Своё, открыл пред очами народов правду Свою» (Пс. 97:2). На память епископов поётся только стих «Memento, Domine, David», тогда как дальше в псалме есть слова: «Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются» (Пс. 131:9), что гораздо больше соответствует теме праздника. Начиная с первой недели после Пятидесятницы, интроиты выбирались по порядку следования псалмов в Псалтири (Пс. 12–118). Сокращение псалмов было связано, по мнению исследователей, с изменением литургического пространства храмов – сакристий стали сооружать не около главного входа в храм, как раньше, а ближе к алтарю, что привело к уменьшению времени шествия.

 



 
PR-CY.ru