ИНТРОИТ - Страница 3

Первоначальный римский репертуар интроитов отражён в ряде рукописей (во франкских – «Антифонарии» из аббатства Райнау, VIII/IX в.; «Антифонарии Памелия», VIII/IX в.; «Антифонарии» из аббатства св. Корнелия Компьенского, или «Антифонарии Карла Лысого» (860–880 гг.); Корбийском «Антифонарии» (после 853 г.); «Антифонарии» из Санлиса (877–882 гг.); в римских – XI в., 1071 г.; и др.). В отличие от Градуалов и Офферториев интроиты этого периода не повторяются и всегда связаны с конкретным днём. В большинстве ранних рукописей порядок пения интроита такой: антифон – стих псалма – антифон – «Gloria Patri...» – антифон. В некоторых рукописях в конце помещён дополнительный псалмический стих с антифоном – «Versus ad repetendum» (например, в «Антифонарии Карла Лысого»), что соотносится с указаниями некоторых «Ordines Romani» галликанского происхождения (например, «Capitulare ecclesiastici ordinis», третья четверть VIII в.). Антифонное пение интроита двумя хорами сохранялось до XII–XIII вв. В XII в. появляется практика двух- и трёхкратного повторения интроита, а также прибавление тропов (прежде всего, перед интроитом). С эпохи Средневековья стало принято использовать инципиты интроита в качестве общего наименования мессы того или иного праздничного дня (например, рождественские мессы стали называться «Dominus dixit, Lux fulgebit» и «Puer natus»; третье воскресенье Адвента – «Gaudete»; четвёртое воскресенье Великого поста – «Laetare»; октава, или второе воскресенье Пасхи, – «Quasimodo»; заупокойные мессы – «Requiem»). После тридентской реформы прибавление тропов к интроиту было запрещено. В приходской практике интроиты стали вычитываться священниками после прочтения молитв у подножия алтаря. В случае если мессе предшествовали иные чины (например, в праздник Входа Господня в Иерусалим или на Пасху), интроиты полагалось пропускать (поскольку «вхождения» не было). В будние дни и субботы пасхального периода к интроиту прибавляется двукратное пение «Аллилуия», в воскресные дни того же периода – трёхкратное. «Gloria Patri...» не поётся на заупокойных мессах и в период Великого поста, когда нет чтения псалма «Judica me». В 1908 г. в связи с изданием нового Градуала папа Пий X предписал восстановить пение интроитов. При этом священник должен был параллельно читать интроит, при первых его словах осеняя себя крестным знамением, а на заупокойных мессах осеняя Миссал, что символизировало благословение душ, находящихся в чистилище. В 1922 г. папа Пий XI повелел восстановить пение входного псалма полностью. После ряда локальных экспериментов Конгрегация обрядов приняла решение вернуться к пению тех псалмов, которые указаны в древних книгах (29 января 1947 г.).

 



 
PR-CY.ru