ИНТРОИТ - Страница 6

Мелодии интроита ясны в модальном отношении благодаря подчёркиванию (в том числе посредством речитаций) сильных ступеней того или иного модуса, а также использованию определённых для каждого модуса типовых мелодических оборотов (формул) и способов мелодического движения. Стилевое единство корпуса интроита может свидетельствовать о его составлении одним музыкантом. Псалмодия интроита, в основном, базирующаяся на псалмодии оффиция, и, по мнению исследователей, имеет ряд особенностей. Во-первых, она усложнена введением специального мелодического оборота (так называемой реинтонации) в начале второго полустишия, тогда как в псалмодии оффиция подобный мелодический оборот предусмотрен только для начала стиха. За исключением шестого и седьмого тонов, реинтонация интроита преимущественно производна от начальной интонации стиха. Особым образом распевается «Gloria Patri...» («Слава и ныне:»): вторая из трёх частей этого стиха («sicut erat in principio et nunc et semper») начинается с мелодического оборота, характерного для второго полустишия, а завершается заключительным оборотом первого полустишия. Во-вторых, в псалмодии интроита для каждого элемента (интонации, реинтонации, срединной и заключительной каденций) существует несколько мелодических оборотов. Исключением являются второй и восьмой псалмовые тоны интроита, в которых все составляющие части строятся по одному мелодическому образцу. В-третьих, каждый элемент псалмодии интроита может быть представлен в ряде вариантов, тогда как в псалмодии оффиция варьируются только заключительные каденции (для плавного соединения с повторяемым антифоном). В-четвёртых, отличается отношение к текстовым акцентам в заключительных разделах (каденциях). Если в псалмодии оффиция местоположение ударений в зонах срединных (в окончаниях первых полустиший) и заключительных (в завершении стихов) каденций строго определённое, то в псалмодии интроита акцентная структура текста может учитываться только в срединных каденциях. Так, в одном из двух вариантов каденции в первом тоне, а также в третьем и седьмом тонах наблюдается переменное положение акцентов. Медиации могут быть одноакцентными (во втором, четвёртом, пятом, шестом, восьмом тонах) и двухакцентными (в первом, третьем, шестом, седьмом тонах). В-пятых, каденции четвёртого тона (срединная и заключительные) значительно отличаются от заключительных мелодических оборотов псалмового тона оффиция.

 



 
PR-CY.ru