ИНТРОИТ - Страница 7

В-шестых, псалмодия интроита в целом имеет более орнаментированный вид. Большая, чем в псалмодии часов, детализированность и разработанность псалмодии интроита способствуют однозначной идентификации псалмовых тонов: так, если в первом и шестом псалмовых тонах оффиция интонации и медиации общие, то в псалмодии интроита для каждого тона имеются собственные формулы. Многоголосные авторские сочинения, исполняемые в функции интроита, не образуют единой традиции. Вокальные полифонические обработки интроита не получили большого распространения и не имели самостоятельного значения. Обычно они встречаются либо в циклах многоголосных обработок проприя («Констанцские хоралы» Хенрика Изаака), либо в «полных» мессах, объединяющих песнопения ординария и проприя (Гийом Дюфаи). В Германии XV–XVI вв. существовала практика полностью или частично заменять пение интроита его органной версией; обычно обработке подвергалась мелодия антифона, а стих псалма и малое славословие исполнялись одноголосно. Пьесы такого рода встречаются в крупнейших памятниках немецкой органной музыки этого периода: в «Буксхаймской органной книге» («Buxheimer Orgelbuch») Конрада Паумана (около 1470 г.) и в «Основах (органного искусства)» («Fundamentbuch») Ганса Бухнера (около 1520 г.). В других европейских странах такая практика не получила широкого распространения. Три вступительные токкаты, включённые в сборник органных месс Джиролмо Фрескобальди «Цветы музыки» («Fiori Musicali»; 1635 г.), не содержат литургических мелодий и выполняют функции развёрнутой интонации к последующим музыкальным частям службы. Однако в XVII в. в целом традиция органного интроита угасает; в частности, он не входит в состав французской органной мессы. Согласно «Caeremoniale episcoporum» папы Климента VIII (1600 г.), участие органа в мессе предполагалось, начиная с «Kyrie eleison» (при этом игра органа «на выход», после окончания мессы, в этом документе уже зафиксирована). Среди немногочисленных исключений исследователи отмечают «Caeremoniale Benedictinum... monasteriorum Germaniae», в котором предписано начинать мессу с краткой органной прелюдии (praeambulum), за которой следует интроит со стихом и с «Gloria... Sicut erat...» («Слава, и ныне:»), исполняемый поочерёдно хором и органом.

 



 
PR-CY.ru