ГОРЬКИЙ Максим - Страница 6

Созданное по инициативе Максима Горького издательство «Асаdеmiа» выпускало лучшие произведения мировой литературы. В 1921 г. возглавил международную кампанию по оказанию помощи голодающим. Переписка Максима Горького с руководителями государства свидетельствует, что он протестовал против репрессий, «красного» и «белого» террора, гонений на православное и католическое духовенство. В 1821 г. послал опальному Патриарху Московскому и всея России Тихону редкую книгу из своей библиотеки. Получив её, патриарх ответил 8 сентября запиской: «Ал(ексей) Мак(симович), очень Вам благодарен за любезный Ваш подарок – книгу, касающуюся иноверия духовенства в России». В конце июля 1921 г. Максим Горький с возмущением писал В.И. Ленину о следователе по делам духовенства в ВЧК Иване Анатольевиче Шпицберге, который занимался национализацией церковного имущества, вскрытием мощей, участвовал в антирелигиозной пропаганде и расправах над представителями духовенства: «Я слышал, что его, наконец, прогнали из ВЧК, да, кстати, и из партии. Это – хорошо, но не осталось ли там ещё одного Шпицберга?». За границей Максим Горький продолжал внимательно следить за событиями в стране, 21 апреля 1923 г. сообщил Ромену Роллану, что «не один раз писал моим друзьям-вождям о гнусности и глупости этих подготовок к убийству Буткевича, Цепляка и патриарха Тихона…» Максим Горький не разделял взглядов антисоветски настроенной русской эмиграции, но и с политикой советской власти во многом не соглашался. В частности, его возмутил факт запрещения и изъятия из библиотек религиозных книг, в том числе Библии, после чего он хотел отказаться от советского гражданства. На вопрос Р. Роллана, не собирается ли он вернуться, ответил отрицательно, пояснив: «…В России мне пришлось бы играть роль крайне странную, – роль врага всем и всему. Атеист, я был бы вынужден защищать там религию…» Приехав в СССР, Максим Горький пытался примирить И.В. Сталина с оппозицией, защищал опальных политиков и деятелей культуры. В послереволюционной публицистике развивал антирелигиозные и антиклерикальные темы. Ещё за границей, отвечая редактору французского журнала «Европа», Максим Горький коснулся своего отношения к Богу: «…Если дьявол существует и вводит меня в искушение, то это – во всяком случае не «мелкий бес» эгоизма и тщеславия, а Абадонна, восставший против творца, равнодушного к людям и лишённого таланта». Максим Горький вновь обратился к церковной литературе, но теперь его гораздо больше интересовала история атеизма. Осуждал папу Римского Пия XI и Кентерберийского архиепископа Космо Гордона Ланга, которые в 1930 г. объявили «крестовый поход» против СССР. В статье «С кем вы, мастера культуры?» (1932 г.) писал: «В наши дни меч заменён... пулемётами, бомбами и даже “гласом божьим с небес”». Обвинял в изуверстве и своекорыстии «великих учителей Церкви», писал о зверствах инквизиции и вообще о «кровавой политике Церкви Христовой».

 



 
PR-CY.ru