ГОРЬКИЙ Максим - Страница 3

Чтобы избежать ареста, в феврале 1906 г. Максим Горький уехал за границу с поручением от партии большевиков собирать средства на развитие революции. В том же году в США начал работать над повестью «Мать». К этому времени увлёкся богостроительскими идеями, связанными с созданием новой религии без Бога на основе коллективного опыта и трудовой деятельности человека. Максим Горький пришёл не к постижению Христа, а к Его подмене псевдорелигиозными построениями, мифическим «богом-народушкой», которому подвластно всё, и свободным и сильным «Человеком». Испытал определённое влияние идей Александра Александровича Богданова (Малиновского) из статьи «Собирание человека» (1904 г.), проникнутой духом пролетарской солидарности, а также неверно истолкованного учения Лионского епископа Иринея о «собирании человека» в лоне христианской любви, свободе каждого и единстве всех. По мысли Максима Горького, слияние рабочих людей во всеобщее братство немыслимо без внутренней сложной работы по созданию нового «Человека», воодушевлённого новой верой. Эта концепция, в понимании Максима Горького, раскрывалась в социализме. В середине сентября 1906 г. он писал Зиновию Исаевичу Гржебину: «Социализм есть великий процесс собирания раздробленных жадностью, пошлостью, ложью, злобой людей в единого великого Человека, прекрасного, внутренне свободного, цельного». Богостроительские идеи отразились в ряде художественных произведений, наиболее ярко – в повестях «Мать» и «Исповедь». В повести «Мать» Максим Горький попытался встать на путь литературного «евангелизма». Учение социализма в ней подменяет христианство и постепенно овладевает сердцами персонажей. Героя повести Павла Власова автор сравнивает с Христом: «Это – человек», он – сеятель, проповедник новой веры. «Преображение» Павла и его товарищей происходит в процессе переосмысления христианских заповедей, создания религии с «новым богом». Используя библейские образы, Максим Горький сравнивает героев то с апостолами, то с ангелами на лестнице, которую увидел во сне Иаков, первомайскую демонстрацию рабочих в Сормове называет крестным ходом. В повести доминирует мысль о человеке, «невинно убиенном» и «воскресшем» к жизни, чтобы сделать её справедливей. В воображении матери Павла Пелагеи Ниловны лица сына и его товарищей сливаются «в одно, худое, спокойно решительное, ясное лицо с глубоким взглядом тёмных глаз, ласковым и строгим, точно взгляд Христа, идущего в Эммаус». За эту повесть против Максима Горького было возбуждено уголовное дело, он обвинялся в богохульстве. Герой повести «Исповедь» (1908 г.) Матвей, искатель «Града Грядущего», после бесед со священниками, монахами, блаженными решает, что задача церкви – «держать народишко в крепкой узде». Монастырь изображён как гнездо порока. Матвей приходит к выводу, что народ, живущий во вражде и рассеянии, если станет единой силой, может «создать нового бога», «бога красоты и разума, справедливости и любви». В финале повести чудо исцеления больной девушки совершает эманация психофизической энергии людей, идущих крестным ходом, коллективная воля народа, объединённого одним чувством.

 



 
PR-CY.ru