ГОРЬКИЙ Максим - Страница 4

В «Исповеди» явственно звучат антииндивидуалистические и антимодернистские мотивы, направленные, в частности, против богоискательства и идей Религиозно-философского общества. Максим Горький сформулировал главную идею повести так: «Я старался осветить путь к слиянию с целым – счастье и источник высших наслаждений духа именно в этом слиянии – нигде кроме. Всякая личность – если это духовно здоровая величина – должна стремиться к миру, а не от мира – вот теза повести». Увлечение богостроительскими идеями, которые резко осудил Владимир Ильич Ульянов (Ленин), привело писателя в число организаторов партийной школы на острове Капри (Италия), куда он приехал 20 октября 1906 г. и где прожил до конца 1913 г. Максим Горький присутствовал в Лондоне на пятом съезде РСДРП (апрель-май 1907 г.), познакомился с В.И. Лениным, Иосифом Виссарионовичем Джугашвили (Сталиным), Георгием Валентиновичем Плехановым, Львом Давидовичем Бронштейном (Троцким) и другими видными социал-демократами, но идейно поддерживал А.А. Богданова, Анатолия Васильевича Луначарского и созданную ими группу «Вперёд». Стремясь примирить ортодоксальных большевиков с богдановцами, он по-своему воспринимал мысли, выраженные в работах А.В. Луначарского «Религия и социализм» и «Будущее религии», а также теорию А.А. Богданова о «коллективном разуме». В 1907 г., отвечая на вопросы анкеты журнала «Mercure de France» о религии, Максим Горький писал: «Что касается религиозного чувства, вот как я его понимаю: религиозное чувство – это радостное и гордое чувство сознания гармонического единения человека со вселенной». В 1900–1910 гг. Максим Горький создал цикл рассказов «По Руси» (1912–1916 гг.), повести «Лето», «Городок Окуров» (1909 г.), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910–1911 гг.), пьесы «Дачники» (1904 г.), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905 г.), «Последние» (1908 г.), «Васса Железнова» (первая редакция 1910 г.), «Фальшивая монета» (1913 г.), «Зыковы» (1914 г.). Изображал российскую действительность в столкновении противостоящих друг другу социальных групп или идей. Автобиографические повести «Детство» (1913 г.) и «В людях» (1916 г.) посвящены становлению характера героя, преодолевающего и «свинцовые мерзости» действительности, и противоречия собственного сознания, в котором православная вера борется с безверием. В эти годы Максим Горький интересовался историей религии, изучал канонические и апокрифические Евангелия, Жития святых, духовные стихи, работы по истории христианства, ислама, буддизма и др., собирал материалы о сектах (хлысты, скопцы, бегуны, иеговисты, богомилы, духоборы и др.). Позже в эпопее «Жизнь Клима Самгина» создал яркий образ Марины Зотовой, главы хлыстовской общины, хлыстовской «богородицы».

 



 
PR-CY.ru