ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ - Страница 8

В апостольское время была установлена традиция отмечать торжественным богослужением воскресные дни – уже в I в. воскресенья были днями совершения Евхаристии; к началу II в. воскресные евхаристические собрания были уже сложившейся традицией. В современном православном богослужении воскресное последование Октоиха обычно соединяется с последованием Минеи или Триоди. Устав соединения последований зависит от степени праздничности памяти Минеи или Триоди и излагается в 3–5-й и 48–50-й главах Типикона. Почитание среды и пятницы также восходит к апостольскому времени. Уже в I в. эти дни отмечались постом. Содержание песнопений этих дней, как и другх будничных последований Октоиха (с понедельника по пятницу), имеет более покаянный характер. Последования Октоиха воскресенья, среды и пятницы также содержат прославление Божьей Матери – в эти дни приводятся стихиры и каноны в Её честь. В среду и пятницу во всех песнопениях во имя Пресвятой Богородицы вспоминаются Страдания Спасителя и скорбь Его Матери, эти песнопения носят название крестобогородичнов. В католической церкви набор Господских праздников, на раннем этапе почти не отличавшийся от византийской традиции, был значительно расширен в Средние века и Новое время за счёт введения ряда праздников догматического содержания (Тела Христова, Христа Царя Вселенной, Сердца Иисусова, Имени и Крови Иисусовых). В дореформенной традиции все Господские праздники относились к первым трём из шести разрядов праздников (например, Пасха – к duplicia I classis primaria (с октавой); Сердце Иисусово – к duplicia I classis secundaria (без октавы); Обрезание Господне – к duplicia II classis; Преображение – к duplicia majora и т.д.). После реформ второго Ватиканского собора Господские праздники стали относиться или к разряду «торжеств» (sollemnitates; например, Пасха, Тело Христово), или к «праздникам» (festa; например, Преображение, Воздвижение Креста). Службы Господским праздникам могут включать одну или две вечерни (vespera), несколько особых чтений из Священного Писания, собственные гимны и т.д. Некоторым Господским праздникам предшествуют вигилии (например, Рождеству Христову). Празднование отдельных Господских праздников привязано к воскресным дням. В нехалкидонских церквах набор Господских праздников, в основном, соответствует византийской традиции, но, например, у несториан нет Обрезания Господня и Благовещения (25 марта), в Новое время были внесены некоторые изменения под влиянием католического богослужения. Так, у халдеев-униатов есть праздники Тела Христова и Сердца Иисусова. В восточно-сирийской традиции наиболее важные Господские праздники открывают или завершают один из девяти 50-дневных циклов, крайне мало праздников в честь реликвий (исключение – праздник Обретения Креста). У яковитов набор Господских праздников почти не отличается от византийской традиции, особому воспоминанию чудес, совершённых Иисусом Христом, посвящены недели Великого поста. В Армянской церкви среди Господских праздников выделяются пять «праздников шатров» (Богоявление, Пасха, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста). Большая часть Господских праздников принадлежит к числу подвижных. В коптской и эфиопской традициях Господские праздники делятся на великие: Рождество Христово, Благовещение (Воплощение) и т.д.; всего семь (у коптов) или девять (у эфиопов) и малые (Обрезание Господне, Воздвижение Креста). Наиболее популярные совершаются неоднократно в течение года (некоторые ежемесячно).



 
PR-CY.ru