ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ - Страница 3

Несмотря на то что в некоторых позднейших источниках говорится об установлении праздника греками, в греческих памятниках его нет, а в русских он упоминается уже в Кондакаре конца XII – начала XIII вв. Полное гимнографическое последование помещается в богослужебных книгах с XV в., составленных по Иерусалимскому уставу. В 1625 г. в Москву в качестве дара от персидского шаха Аббаса I был принесён хитон Спасителя. 10 июля он был торжественно положен в ковчег в московском Успенском соборе. Вскоре после этого была составлена и напечатана отдельной книгой служба этому празднику. Под 12 октября в русских богослужебных книгах указывается память перенесения с Мальты в Гатчину (в 1799 г., при императоре Павле) десницы Иоанна Предтечи, части Животворящего Креста Господня и Филермской иконы Божьей Матери. В этот день вспоминается, прежде всего, Иоанн Предтеча, богослужебного последования этот праздник не имеет. Епифаний Кипрский (ум. в 403 г.) в «Слове на Вознесение» называет главными четыре Господских праздника: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Иисуса Христа и Вознесение Иисуса Христа. Иоанн Златоуст (ум. в 407 г.) упоминает шесть праздников: Рождество Христово, Богоявление, день Страстей Христовых, Воскресение Иисуса Христа, Вознесение Иисуса Христа, Сошествие Святого Духа на апостолов. Патриарх Прокл (434–446 гг.) выделяет пять праздников: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Иисуса Христа, Вознесение Иисуса Христа, Сошествие Святого Духа на апостолов. В 744 г. Эвбейский пресвитер Иоанн (впоследствии епископ) назвал одиннадцать важнейших праздников, выделив среди них следующие Господские праздники: Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Вознесение, Воскресение, Преображение Господне, Сошествие Святого Духа на апостолов. В XI в. в византийской церковной письменности отмечено двенадцать важнейших праздников. В описании церковных древностей Константинополя при императоре Алексее Комнине упоминалось о двенадцати праздниках, не называя их. В XII в. Феодор Продром писал о таких праздниках, как Рождество Христово, Обрезание, Сретение Господне, Богоявление, Преображение Господне, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Воздвижение Креста (древо Креста), Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа на апостолов. В XIV в. Никифор Каллист называл те же праздники, кроме Обрезания. В ранних перечислениях праздников упоминание дня Страстей Христовых указывало на Великую пятницу, в более поздних, как полагают исследователи, подразумевали распространившийся праздник Воздвижения Креста (при перечислении по порядку событий в жизни Спасителя это наименование ставилось на место Великой пятницы). В современном богослужении православной церкви Воскресение Христово стоит над всеми прочими праздниками, являясь главным торжеством годового круга. К числу двунадесятых праздников относятся восемь Господских праздников: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Иисуса Христа, Пятидесятница, Преображение Господне.

 



 
PR-CY.ru