ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ - Страница 5

Господские праздники могут иметь попразднства в течение одного–восьми дней, не считая дня самого праздника, это зависит от значения праздника и от близости других праздников. Количество дней в попразднстве Сретения Господня зависит от близости Великого поста; при совпадении Сретения с сыропустной неделей попразднства не бывает. Праздник Входа Господня в Иерусалим имеет лишь некоторые черты попразднства в богослужении вечерни накануне понедельника (это можно сравнить с отданием праздника Обновления храма). В течение нескольких дней попразднства на литургии поочередно выпеваются песни утреннего канона (или канонов) праздника на блаженнах. Вечером в день праздника (т.е. накануне первого дня попразднства) совершается великая вечерня с входом и пением великого прокимна; если праздник приходится на субботу, на вечерне поётся обычный прокимен «Господь воцарися», а великий прокимен произносится на вечерне накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, у которого нет прокимна на вечерне. Последний день попразднства имеет особый устав богослужения и называется отданием праздника. В этот день совершается только последование праздника, без входа и паремий на вечерне и без полиелея на утрене, но с пением великого славословия. На литургии на блаженнах исполняется последняя, девятая песнь канона (или канонов) праздника; прокимен, аллилуиарий и причастен – по уставу праздника, но чтения – только дня в отличие от отдания Богородичных двунадесятых праздников, когда звучат чтения дня и праздника. Устав богослужения в день Сретения Господня имеет ряд отличий от уставов других Господских праздников. На вечерне поётся первая «Слава» первой кафизмы «Блажен муж», при совпадении праздника с воскресным днём последования Минеи и Октоиха соединяются. На литургии поются изобразительны. На вечерне в день праздника поётся не великий прокимен, а прокимен дня. Эти моменты характерны, скорее, для устава Богородичных двунадесятых, а не Господских праздников. Но на литургии есть праздничное входное, а на отдание праздника назначены только чтения дня. Из-за некоторых особенностей своего устава в рукописных и печатных Иерусалимских Типиконах Сретение Господне может упоминаться в числе Богородичных праздников. Тем не менее, по своему содержанию этот праздник относится к числу Господских праздников, а его устав сопоставим с уставом других Господских праздников, не относящихся к разряду двунадесятых. Последования двунадесятых праздников обычно не соединяются с последованиями святых. Но в ряде случаев это возможно. Так, устав разрешает соединять последование великого или храмового святого с последованием праздника Вознесения или Пятидесятницы (только если память великого святого имеет всенощное бдение). Из истории Иерусалимского устава исследователям известно, что дозволялось служить Иоанну Златоусту в день Воздвижения Креста 14 сентября, если храм или обитель имели посвящение во имя этого святого. Другие праздники, не являющиеся двунадесятыми, празднуются с меньшей торжественностью. Праздник Антипасхи, хотя и не относится к Господским двунадесятым, включает многие моменты из их устава богослужения. Воскресное последование Октоиха в день Антипасхи отменяется, поются только песнопения праздника по Триоди. Предпразднства этот праздник не имеет.

 



 
PR-CY.ru