ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ - Страница 7

Страстная седмица посвящена пути на Страсти, самим Страстям и Распятию, Погребению Спасителя. В православном богослужении последние дни Страстной седмицы (Великие четверг, пятница и суббота) выделяются особенной торжественностью в преддверии празднования Воскресения Христова. Песнопения Цветной Триоди по своему содержанию относятся к праздничным, а некоторые воскресные дни периода Пятидесятницы, в которые вспоминаются те или иные события из жизни Спасителя (исцеление расслабленного в четвёртую Неделю после Пасхи, беседа с самаряныней в пятую Неделю, исцеление слепого в шестую Неделю), могут быть отнесены к Господским праздникам. В эти воскресенья последование Триоди, посвящённое тому или иному событию, соединяется с воскресным последованием Октоиха и с последованием Пасхи. В седмичные дни, следующие за воскресеньем, продолжается прославление этих же событий, что придаёт этим дням сходство с попразднством Господских праздников. Служба Господских праздников по Общей Минее. Первая глава предназначена для совершения службы Господским праздникам, если по той или иной причине в храме нет требуемых богослужебных книг (Триоди или Минеи). Последование начинается с великой вечерни и не имеет стихир на литии (как и в других главах Общей Минеи), хотя и рассчитано на возможное совершение всенощного бдения. На вечерне паремии: Исх. 24:12–18; Втор. 4:1, 6–7, 9–15; 5:1–7, 9–10, 23–26, 28; 6:1–5, 13, 18 (первая паремия – из последования Преображения Господня 6 августа, вторая и третья – Перенесения Нерукотворного образа Спасителя 16 августа). На утрене прокимен из Пс. 88 (стих из Пс. 97 совпадает с прокимном 16 августа), чтение из Евангелия не назначено. Канон четвёртого гласа, ирмос. На литургии указаны блаженны из канона утрени, песни 3 и 6, что может быть применимо лишь к недвунадесятым Господским праздникам; в двунадесятые Господские праздники на литургии поют особые праздничные антифоны. Служба на литургии (прокимен, чтения из Евангелия и проч.) не приводится, предполагается, что она может быть заимствована из Типикона или других книг. Некоторые песнопения, входящие в эту службу, составлены таким образом, чтобы можно было подставить название любого двунадесятого Господского праздника. Темой многих песнопений является Боговоплощение. Ряд песнопений этого последования заимствован из служб Господским праздникам: например, славник на «Господи, воззвах», тропарь, седальны по первой и второй кафизмах, кондак и икос взяты из последования праздника Перенесения Нерукотворного образа 16 августа; первая стихира на стиховне – из утренней стиховны 10 января (попразднство Богоявления); стихира на «Слава, и ныне» на стиховне – из последования Богоявления 6 января. Третья глава Общей Минеи – это общее последование на праздники в честь Креста Господня. На утрене канон четвёртого гласа, ирмос, в конце каждой песни приведены на катавасию первые слова ирмосов праздника Воздвижения Креста. На утрене указан прокимен из Пс. 97. На литургии назначено пение третьей и шестой песней утреннего канона на блаженнах. Служба на литургии не расписана. Многие песнопения этого последования заимствованы из последований Воздвижения Креста 14 сентября и Происхождения древ Креста 1 августа. В системе Октоиха особенное прославление событий из жизни Спасителя присутствует в последованиях воскресенья (Воскресение Христово), среды и пятницы (Распятие Спасителя).

 



 
PR-CY.ru