ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ - Страница 6

Обрезание Господне (1 января) соединяется с памятью Василия Великого, причём именно в честь святителя совершается торжественная служба (по современному Типикону со всенощным бдением, по старопечатным Типиконам XVII в. с полиелеем). В службе этого дня поётся гораздо меньше песнопений, посвящённых празднику Обрезания Господня, нежели Василию Великому. В такие праздники, как Начало индикта, Обновление храма, Преполовение, Происхождение древ Креста, Перенесение Нерукотворного образа Спасителя, совершается служба со славословием, при этом в дни Начала индикта, Преполовения, Обновления служится великая вечерня со входом и паремиями. Последования праздников Начала индикта, Обновления, Происхождения древ Креста соединяются с последованиями святых. Праздник Происхождения древ Креста имеет однодневное предпразднство 31 июля, его последование соединяется с последованиями рядового святого и Октоиха. В день этого праздника тоже поются песнопения Октоиха (стихиры на стиховне, седальны по кафизмах, канон). При совпадении этих праздников с воскресным днём последования Минеи соединяются с воскресным последованием Октоиха. Праздник Знамения Креста на небе в Иерусалиме, отмечаемый 7 мая, в современном Типиконе имеет шестеричный знак, т.е. относится к самым малым праздникам, без пения великого славословия в конце утрени. К Господским праздникам иногда причисляют некоторые категории дней церковного календаря, последование которых посвящено Господу и обращено непосредственно к Нему. Это воспоминания о постигших бедствиях и днях победы над врагом. В византийском церковном календаре было много таких дней, в современном календаре православной церкви из них остался только один – память труса (землетрясения) в Константинополе 26 октября, которое произошло в 740 г. Празднования викториальных дней, отмечаемых торжественным богослужением, появились в России в начале XVIII в.; полное церковное последование имели только два дня – день победы в Полтавском сражении 27 июня (1709 г.) и день заключения Ништадтского мира 30 августа (1721 г.) (гимнографические последования этих дней можно найти в дореволюционных и современных печатных Минеях). В эти дни совершалось всенощное бдение. В Постной и Цветной Триодях содержится богатый гимнографический материал, посвящённый Господу и обращённый, в основном, к Нему. В дни пения Постной Триоди богослужение имеет будничный характер с покаянным содержанием. Но некоторые дни выделяются как праздничные, хотя и скорбные (к таким же скорбным праздникам обычно причисляют, например, Воздвижение Креста 14 сентября, Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 августа – это дни, в которые по уставу полагается однодневный пост, несмотря на праздничную службу). К праздничным последованиям Постной Триоди исследователи относят Крестопоклонную неделю. В это воскресенье соединяются воскресное последование Октоиха и последование в честь Креста из Постной Триоди. Многие песнопения этого дня взяты из последования Воздвижения Креста, в некоторые моменты устав богослужения этого праздника совпадает с уставом праздника Воздвижения Креста: перед всенощным бдением Крест полагают на св. престол, в конце утрени его выносят на середину храма, и совершается поклонение Кресту и целование Креста при пении особых стихир.

 



 
PR-CY.ru