ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ - Страница 2

В IV–VI вв. эти праздники отмечались с наибольшей торжественностью в Иерусалимской церкви, причём память Обновления праздновалась в течение восьми дней, а Воздвижение было второстепенным событием и вспоминалось на второй день празднования. С VI в., после распространения этих праздников на Востоке, праздник Обновления, связанный только с главным храмом Иерусалима, становится не столь значимым событием, а воспоминание о Воздвижении Креста приобретает вселенское значение для других церквей. Праздник Обновления отсутствует в отдельных памятниках византийского богослужения (в некоторых списках Типикона Великой церкви IX–X вв., в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г.). В Иерусалимском Типиконе Воздвижение стало одним из важнейших праздников года, а Обновление получило статус малого праздника. Праздник Знамения Креста в Иерусалиме был установлен 7 мая в память о чудесном видении Креста в 351 г., что описано Кириллом Иерусалимским в царствование императора Констанция. Этот праздник указывается уже в армянском переводе древнего Иерусалимского Лекционария, отражающем практику Иерусалимской церкви V в. 1 сентября отмечается начало индикта, празднуется византийское новолетие – первый день церковного года, что является церковным отражением соответствующего светского праздника. Исчисление времени по индиктам было установлено при императоре Константине I Великом в 312 г. По мнению исследователей, на церковное прославление новолетия указывают заключительные слова Беседы Василия Великого на память мученика Маманта (2 сентября). Этот день был праздником в Константинопольской церкви и отмечен только в памятниках, относящихся к византийскому обряду. По крайней мере, с V в. известны слова св. отцов, посвящённые празднику Преображения Господня. Последование этого праздника излагается в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII–VIII вв. Преполовение Пятидесятницы также отмечается в грузинском переводе иерусалимского Лекционария. Установление праздника Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня 1 августа связано с местным константинопольским обычаем 31 июля переносить крест из царского дворца в Великую церковь и с 1 по 14 августа носить его по городу. Как объясняется в некоторых позднейших источниках, таким образом старались предупредить опасность возникновения эпидемий. В этот день традиционно освящали воду. До перехода на Иерусалимский устав 1 августа оставалось местным праздником Константинополя, с распространением Иерусалимского устава на Востоке этот день стал праздноваться повсеместно. Перенесение Нерукотворного образа Спасителя из Эдессы в Константинополь, отмечаемое 16 августа, имело место в 944 г. (при императоре Константине VII Багрянородном), после чего и был установлен праздник. Он отмечается в памятниках Студийского и Иерусалимского уставов. На Руси были установлены несколько новых Господских праздников, например, торжество в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Этот праздник 1 августа впервые отмечался в XII в. Исторические источники связывают его с двумя близкими по времени событиями: победами князя Андрея Боголюбского над булгарами в 1164 г. и византийского императора Мануила над сарацинами в 1160 г.

 



 
PR-CY.ru