ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ - Страница 4

Согласно современному Типикону, принятому в Русской православной церкви, в дни двунадесятых Господских праздников поются только песнопения праздника и устав службы в целом такой же, как и в другие дни, когда совершается всенощное бдение. На вечерне не поётся первая «Слава» первой кафизмы «Блажен муж» в отличие от обычного устава всенощного бдения, но сразу – «Господи, воззвах»; только накануне воскресенья поётся вся первая кафизма «Блажен муж», накануне понедельника – её первая «Слава». На «Господи, воззвах» поются стихиры на восемь, а в дни подвижных Господских праздников (Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и Пятидесятница) – на десять стихир. Перед девятой песнью канона отменяется песнь Пресвятой Богородицы с припевом «Честнейшую Херувим», перед каждым ирмосом и тропарём девятой песни поются особые праздничные припевы (этих припевов нет в последовании праздников Входа Господня в Иерусалим и Пятидесятницы, что характерно и для некоторых других праздников, например, для Обрезания Господня с памятью Василия Великого 1 января). Чтения на вечерне, утрене и литургии обычно свои для каждого праздника, т.к. многие Господские праздники установлены в честь событий, описанных в Евангелии, упоминаемых в Апостоле и имеющих прообразы в Ветхом Завете. На литургии поются праздничные антифоны, «Достойно есть» заменяется задостойником – ирмосом девято песни праздничного канона с праздничным припевом. Богослужение в дни перед Рождеством Христовым и Богоявлением частично уподобляется богослужению перед Пасхой: за несколько дней до праздника начинают петь трипеснцы на повечериях (по аналогии с трипеснцами на утренях и повечериях Страстной седмицы), накануне утром совершается последование Царских часов, составленное по образцу часов Великой пятницы. Вечерня в этот день совершается в соединении с литургией Василия Великого: после входа с Евангелием читают восемь (на Рождество) или тринадцать (на Богоявление) паремий, затем – малая ектения, Трисвятое, Апостол и Евангелие и прочие последование литургии. Всенощное бдение состоит из великого повечерия, окончания вечерни и утрени с первым часом: после славословия на повечерии совершается выход в притвор на литию с пением стихир праздника, затем поются стихиры на стиховне и совершается та часть последования вечерни, которая не была совершена раньше и которая вместе с литургией переходит в утреню, как обычно бывает при совершении всенощного бдения. При совпадении навечерия этих праздников с субботой или воскресеньем Царские часы совершаются в пятницу, литургии в пятницу не бывает, в день навечерия службы проходят в обычном порядке: литургия Иоанна Златоуста, вечерня – уже после литургии; всенощное бдение совершается так же, как и в другие дни, но литургия в день праздника – Василия Великого. Господские праздники имеют предпразднства (обычно один день, Рождество и Богоявление – пять дней и четыре дня соответственно). Вход Господень в Иерусалим не имеет предпразднства, тем не менее, песнопения Лазаревой субботы, предваряющей праздник, готовят к нему, поэтому исследователи говорят, что Лазарева суббота является как бы предпразднством, хотя формальных особенностей предпразднства эта суббота не имеет.

 



 
PR-CY.ru