ГОРГОНИЙ и ДОРОФЕЙ - Страница 2

В Сакраментарии папы Римского Геласия I (492–496 гг.) под 9 сентября помещена служба Горгонию, которая отсутствует в Сакраментарии папы Григория I Великого; Двоеслова (590–604 гг.). Она сохранилась только в кодексах смешанного геласианско-григорианского типа. У исследователей не существует единого мнения относительно того, упоминается ли в источниках один и тот же мученик – Горгоний Никомидийский (его останки были перезахоронены в Риме), придворный Диоклетиана, или это разные святые: один – Горгоний Никомидийский (память 11, 12 марта), придворный Диоклетиана, пострадавший в 303 г., другой – Горгоний, почитавшийся в Риме (память 9 сентября) с середины IV в., но сведений о нём не сохранилось. Первая точка зрения господствовала на Западе в Средневековье, позже её обосновал болландист К. Сюискен, предположивший, что останки Горгония кем-то из родственников были перенесены в Рим, на его родину, вскоре после кончины святого (в источниках эта гипотеза не подтверждается). Перенесение останков Горгония в Рим должно было произойти, по крайней мере, до середины IV в., чтобы его почитание могло утвердиться. Таким образом, празднование 9 сентября указанной памяти Горгония в Мартирологе блаженного Иеронима исследователи считают днём перенесения его мощей, а 11 или 12 марта – днём казни. Архиепископ Сергий (Спасский) рассматривает факт перенесения мощей Горгония как очевидный. Однако современные западные учёные чётко разделяют сведения о мучениках, выделяя Горгония Римского и Горгония (вместе с Дорофеем) Никомидийского с указанием, что его мощи сохраниться не могли, т.к., по сообщению Евсевия Кесарийского, тела казнённых были извлечены из могил и брошены в море. Однако Евсевий не уточняет, произошло ли то же самое с Горгонием: его тело, согласно теории К. Сюискена, могло быть сразу же увезено в Рим для погребения. В позднем византийском «Мученичестве Инда и Домны», который приписывается Симеону Метафрасту (X в.), говорится, что Домна извлекла тела Горгония и брошенных с ним в море Петра и Инда и захоронила. Но «Мученичество...» не является достоверным памятником: так, в нём говорится, что Дорофей был обезглавлен, Горгоний утоплен в море, а не задушен. Это дало болландистам основание предполагать, что существовали ещё и другие Горгоний и Дорофей Никомидийские. С X в. «Мученичество Инда и Домны» стало основой всех синаксарных сказаний о Никомидийских мучениках с упоминанием Горгония и Дорофея под 28 или 30 декабря. Кроме того, под 30 сентября помещается память той же дружины Никомидийских мучеников с небольшим расхождением в составе, но имена Горгония и Дорофея присутствуют. Под этим числом и под 3 декабря была помещена служба этим мученикам по уставам Великой церкви и Евергетидскому. В синаксарных заметках либо в одном сказании рассказывается обо всех святых, упомянутых в «Мученичестве Инда и Домны», либо текст разбивается на несколько отдельных сказаний о каждом мученике или группе мучеников, но помещаются они всегда под одним и тем же числом календаря. Так, в Минологии Василия II (под 28 декабря) содержится память Горгония и Дорофея вместе с мучениками из числа тех, кто не пострадали от огня.

 



 
PR-CY.ru