Словарь по христианству Г ГОРГОНИЙ и ДОРОФЕЙ

ГОРГОНИЙ и ДОРОФЕЙ

ГОРГОНИЙ и ДОРОФЕЙ (ум. в 303 г.) – Никомидийские мученики (память 3 сентября, 28 декабря; память в Западной церкви 9 сентября). В Русской православной церкви почитаются в дружине Никомидийского епископа Анфима (память 3 сентября). В «Церковной истории» Евсевия Кесарийского говорится, что многие христиане, в том числе Горгоний и Дорофей, достигли высоких должностей при дворе Диоклетиана. Но во время гонений при этом императоре они пострадали одними из первых вместе с другими придворными, среди которых по имени известен только Пётр. В подробном описании его мучений упоминается, что Горгоний и Дорофей после различных пыток были задушены. Руфин Аквилейский (IV–V вв.), переводивший с сокращениями и дополнениями три последние книги «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, добавляет, что Дорофей был препозитом царской опочивальни (должность, занимаемая евнухами), начальником и наставником в вере мученика Петра. Равную должность занимал Горгоний. Они присутствовали при пытках Петра и, обличив императора Диоклетиана, исповедали себя христианами. Император приказал подвергнуть их тем же испытаниям и задушить. Эти детали, как полагают исследователи, были позаимствованы Руфином из несохранившегося «Мученичества Горгония и Дорофея». Лактанций пишет, что пытки и казни христиан из числа придворных происходили после двух пожаров в никомидийском дворце Диоклетиана. 23 февраля 303 г., накануне этого события, появился первый эдикт императора против христиан, гонения начались после первого пожара, особенно жестокие и массовые формы они приняли после второго пожара. Евсевий Кесарийский предполагает, что Горгоний и Дорофей пострадали после первого пожара. В Мартирологе Иеронима Стридонского (первая редакция – первая половина V в.) имя Горгония с уточнением, что он был евнухом, повторено в дружине с Дорофеем под 12 марта, кроме того, память «Горгония царедворца» дважды отмечена под 10 марта, и оба раза с ошибками: в первом случае он назван Никейским, во втором – Никомидийским, но с другой дружиной. В Сирийском Мартирологе (конец IV в.) память Горгония значится отдельно под 11 марта, память Дорфея вместе с другими Никомидийскими мучениками (в том числе с Петром) – под 12 марта (адара). В древнейшем календаре Римской церкви Depositio Martyrorum (около середины IV в.; у болландистов и архиепископа Сергия (Спасского) – «Бухериев» или «Римско-Бухерианский календарь») под 9 сентября отмечена память Горгония на Лабиканской дороге в катакомбах «между двух лавров», более известных как катакомбы Петра и Марцеллина. Почитание Горгония в этом месте подтверждается археологическими данными: сохранилась фреска IV–V вв. с изображением Христа в виде агнца в окружении мучеников Петра, Марцеллина, Тивуртия и Горгония. На Лабиканской дороге над захоронением Горгония находилась стихотворная эпитафия из пяти гекзаметров папы Дамаса I (366–384 гг.). В Средние века её перенесли в церковь Сан-Мартино аи Монти, но во время перестройки храма в XVIII в. она была утрачена. Из сохранившегося текста известно, что на Лабиканской дороге совершалось богослужение в честь Горгония и находилось его захоронение.

 



 
PR-CY.ru