Словарь по христианству Г ГОРГОНИЙ и ДОРОФЕЙ - Страница 3

ГОРГОНИЙ и ДОРОФЕЙ - Страница 3

«Мученичество Инда и Домны» представляет собой компиляцию из различных более ранних агиографических сочинений, одним из которых могло быть гипотетически существовавшее «Мученичество Дорофея и дружины», причём в версии, отличной от той, которой мог пользоваться Руфин Аквилейский. Согласно этому тексту, придворные убедили императора Максимиана Галерия, что ему не справиться с христианами, пока они есть среди придворных. Император вызвал к себе Дорофея и других христиан, из которых по имени названы Мардоний и Мигдоний, евнух Инд, Пётр и Горгоний, и потребовал отречься от Христа. Однако они предпочли оставить царскую службу, но не отреклись от своей веры. Разгневанный император приказал их пытать и бросить в темницу. Никомидийский епископ Анфим, чтобы укрепить их веру, отправил мученикам увещательное послание, но диакон (не назван по имени, в синаксарях – Феофил), который нёс его, был схвачен. Император Максимиан после безрезультатного допроса Дорофея, диакона и других узников приказал всех казнить. Дорофея обезглавили, Горгония, Инда и Петра утопили в море. Через некоторое время Домна извлекла тела из воды и погребла у городской стены в Никомидии, на том месте, где был казнён Дорофей. Расхождения с сообщениями Евсевия Кесарийского и Руфина Аквилейского заключаются в обстоятельствах смерти Горгония и Дорофея и в определении времени события. По тексту «Мученичества Инды и Домны» это произошло на втором году правления императора Максимиана Галерия, т.е. в 307 г. Центральное место в повествовании отведено Дорофею, Горгоний упомянут только один раз. Отсутствует он и в заключительном списке всех мучеников, о которых говорилось в тексте. Этот список в несколько изменённом виде воспроизведён также в «Мученичестве Анфима» (память 3 сентября), который приписывается Симеону Метафрасту. Однако там отсутствуют имена Горгония и Дорофея. Димитрий Ростовский в переложении Метафрастова «Мученичества Анфима» добавил их имена в список, что стало основанием для внесения в календарь Русской православной церкви памяти Горгония и Дорофея под 3 сентября вместе с Анфимом, но в более ранних греко-славянских памятниках их память приходится на 28 или 30 декабря (как исключение, ещё на 3 декабря) и на 30 сентября. В византийских источниках ничего не говорится о мощах Горгония и Дорофея, но к IX в. на Западе сформировалось мнение, что мощи Горгония были перенесены из Никомидии в Рим и погребены на Лабиканской дороге, откуда с середины VIII в. их частицы увозили в разные страны Европы, главным образом, на север Франции и Германии. Впервые о перенесении мощей Горгония в Рим сообщается в Малом Римском Мартирологе (середина IX в.), где под 9 сентября отмечена память не только Горгония, но и Дорофея. Под 12 марта из всей дружины Никомидийских мучеников из Мартиролога блаженного Иеронима оставлен только мученик Пётр Никомидийский. В Мартирологе Адона Вьеннского под 9 сентября есть подробное сказание о Горгонии и Дорофее, основанное на «Церковной истории» Евсевия Кесарийского в переводе Руфина Аквилейского, но сообщается, что их подвергли тем пыткам, которые перенёс мученик Пётр, как полагают исследователи на основании текста Руфина Аквилейского.

 



 
PR-CY.ru