ГРОБ ГОСПОДЕНЬ - Страница 3

Археологические исследования подтверждают точность сообщаемых Евангелиями сведений о погребальных традициях и обрядах иудеев в I в. н.э. и опровергают доводы евангельской критики, пытавшейся показать, что описанные события не отвечают обрядовой стороне, известной по другим источникам. Так, Джон Доминик Кроссан утверждал, что Иисус Христос не мог быть захоронен, потому что унизительная и жестокая казнь преступников из низших классов через распятие обрекала их на лишение погребения. Однако Иисус был приговорён не синедрионом и не за нарушение иудейского закона (эти преступления карались побиением камнями, сжиганием, лишением головы или повешением), а римским судом (после аннексии Иудеи Помпеем в 63 г. до н.э. распятие применяли только римляне). У евреев не было оснований лишать Иисуса погребения: согласно Мишне, распятых иудеев погребали рядом с умершими членами их семей. Так, в семейном некрополе под Иерусалимом (раскопки Василиоса Дзафериса в Северном Иерусалиме, 1968 г.) археологами обнаружен погребённый распятый. Причину его смерти удалось определить по гвоздю, который прошёл сквозь кости ноги и загнулся; в этом неестественном сочленении сохранились также части дерева оливы. Кости были сложены в каменный оссуарий (ящик), помещённый в скальную гробницу, на оссуарии написано имя покойного – Йехоханан бен Хагкол (погребение датируется серединой I в.). Тело Иисуса Христа было снято с креста в канун субботы, еврейский закон требовал погребения в течение того же дня (24 часов), но, поскольку по субботам погребения запрещались, его нужно было совершить до заката солнца в пятницу. Семья Иисуса имела скромный достаток и вряд ли могла позволить себе дорогую скальную гробницу. Тела бедных, обёрнутые в саван (плащаницу) и/или положенные в деревянный гроб, укладывали в продольный подбой в простой грунтовой могиле, помещая над захоронением камень, который, возможно, имел надпись. Подобные погребения известны в Иудее: на кладбище под Иерусалимом, на восточном берегу Мёртвого моря и в Кумране, причём находок в них очень мало. В канун субботы у учеников Христа не оставалось времени даже для того, чтобы приготовить могилу. Тогда Иосиф Аримафейский предложил место в своей семейной гробнице («положил его в новом своём гробе, который высек он в скале» – Мф. 27:60). Исторически достоверны подробные описания Евангелиями того, как тело было умащено, обёрнуто в саван и уложено, а вход в гробницу вновь был закрыт камнем. В эллинистическо-римскую эпоху в Иудее гробницы различались в зависимости от социального и имущественного положения усопшего. Гробница Иосифа Аримафейского, вероятно, относилась к сооружениям знати. Иудейские пещерные погребения, свойственные периоду единого царства, исчезли после разрушения Первого храма (586 г. до н.э.) и снова появились в эпоху Хасмонеев (середина II в. до н.э.). Их архитектура испытала влияние средиземноморской традиции. Так, Книга Маккавеев и еврейский историк Иосиф Флавий (около 37 – около 100 гг.) описывают семейную гробницу и памятник победы, которые Симон Маккавей (ум. в 135 г. до н.э.) построил в Модине, копируя мавзолей царя Карии в Галикарнасе. Мавзолей в Модине имел высокий подиум с центральным объёмом, обведённым колоннадой и увенчанным пирамидальной крышей с семью верхами-пирамидами (для семи братьев Маккавеев).

 



 
PR-CY.ru