ГРОБ ГОСПОДЕНЬ - Страница 4

Гробница Ясона в Иерусалиме (район Рехавия) – другой памятник того же периода – вырублена в скале, но имеет эллинистические детали. Над ней высится большая каменная пирамида, к входу ведут дворики и ворота, оформленные как портал античного храма «в антах». Внутри располагаются погребальная камера и склеп для костей. В камере уже нет скамей, их заменили локулы (ниши-кокким) – эллинистический элемент, заимствованный через Александрию (в Палестине впервые применены в Мареше). Очищенные от мягких тканей кости сносили в склеп, а с 20–10 гг. до н.э. помещали в каменные оссуарии. Тип гробницы Ясона характерен для скальных гробниц Иудеи в течение всего периода Второго храма (520–515 до н.э. – конец I в. н.э.). Такой, очевидно, и была гробница Спасителя. С XIX в. история и конструкция Гроба Господня и воздвигнутой над ним часовни (Кувуклии – греч. или эдикулы – лат.) вызывали особый интерес учёных. Первую, раннехристианскую Кувуклию реконструировали, опираясь на текст Евангелия и графические изображения XVII–XIX вв. Среди работ XIX в. наиболее обоснованными были реконструкция Р. Уиллиса, зарисовки Дж. Дж. Скоулза, разрезы Э. Пьеротти и крупномасштабный план К. Шика, изданный в России. Обширный раздел был посвящён Гробу Господню в книге Ш.М. де Вогюэ «Церкви Святой Земли». В русской археологической литературе наиболее важен анализ Акима Алексеевича Олесницкого (1842–1907 гг.). Архитектурная история Гроба Господня исследователями делится на пять этапов (даты по Мартину Биддлу). Первый: 30 гг. I в. – засыпки около 135 (?) г.; 325/326 г. – открытие скальной гробницы. Второй: 325/326 – 1009 гг. – Кувуклия императора Константина I. Третий: 1009–1555 гг. – Кувуклия, обновлённая византийскими императорами (первая половина XI в.) и крестоносцами (XII в.). Четвёртый: 1555–1808 гг. – Кувуклия в перестройке Бонифация Рагузского по старым фундаментам. Пятый: с 1809/1810 г. по настоящее время – Кувуклия по проекту греческого архитектора Николая Комнина (1770–1821 гг.). Скальная гробница Гроба Господня археологически не изучалась, но её можно представить по аналогам, описаниям и копиям. Реконструкция Гроба Господня по Евангелиям в целом соответствует погребальной традиции иудеев Иерусалима эпохи Второго храма; доминиканец Феликс Фабер (1483 г.) и Бонифаций Рагузский (1555 г.) сравнивали его с гробницами в окрестностях города, прежде всего, в Акелдаме. Но описанный в Евангелиях Гроб Господень отличается от археологически изученных памятников крайней простотой. Для скальных гробниц эпохи Второго храма (известно до 1 тыс.) характерны врезанные в глубь скалы узкие прямоугольные ниши кокким, куда тела клали под прямым углом к стене, и погребальные скамьи (полки) вдоль двух или трёх сторон камеры (ещё в 1885 г. подобная погребальная камера с тремя скамьями была открыта к северу от храма Гроба Господня). Таким образом, гробница с одной полкой – исключение. План иерусалимских гробниц усложнялся постепенно, по мере смены поколений, и у новой гробницы он мог быть простым; уточнение в Евангелии о правой скамье (Мк. 16:5) подразумевает возможность существования и других скамей. Однокамерные скальные гробницы – обычное явление в некрополях Иерусалима; половина из них имеет открытый дворик, вырубленный в скале. Изначально он мог быть, по свидетельству Иерусалимского епископа Кирилла, и перед Гробом Господним.

 



 
PR-CY.ru