ГРОБ ГОСПОДЕНЬ - Страница 2

В этих текстах исследователи видят указание на место казни Христа при дороге или улице, проходящей через город. Возможно, оба автора имели в виду кардо максимус – центральную улицу основанной императором Адрианом (117–138 гг.) на месте Иерусалима Элии Капитолины; при этом Евсевий подчёркивал, что речь идёт о месте внутри города севернее горы Сион. Важным свидетельством того, что память о месте Распятия сохранялась, служит выбор места, где в 325–326 гг. приступили к поискам Животворящего Креста. В июне или июле 325 г. в Никее Иерусалимский епископ Макарий испросил у императора Константина разрешение на поиск Гроба Господня. Ориентиром для раскопок, которые организовала мать императора императрица Елена, послужили языческие святилища, воздвигнутые Адрианом с целью стереть память о Распятом. В 325–326 гг. епископ Макарий провёл раскопки, «снимая слой за слоем, пока во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения», т.е. пещера Гроба Господня. Иерусалимский епископ Кирилл (около 351–387 гг.), ребёнком видевший открытую пещеру, в «Огласительных беседах» пишет, что изначально перед входом в неё было вытесанное в скале пространство (укрытие, убежище), но его убрали, чтобы лучше выделить гробницу. Он также отмечает, что подобные захоронения обычны в Иерусалиме; камень, которым была закрыта гробница, ещё лежит перед её входом, сохраняются следы сада. Археологические данные подтверждают, что место Гроба Господня оставалось вне города до постройки Иродом Агриппой Третьей стены в 41–44 гг. Кладбище, вероятно, было выведено за её пределы – соседние гробницы опустели. Местность претерпела значительные изменения после Иудейской войны 66–70 гг. История участка до 325–326 гг. недостаточно изучена, поскольку неясна историческая топография Иерусалима той эпохи. По всей исследованной территории над уровнем пожара и разрушений 70 г. лежит слой запустения, перекрываемый слоями византийской эпохи IV–VII вв. Картина меняется только со 130 г., после начала перестройки города в Элию Капитолину. В 1993 г. Дж. Бар предположил, что лагерь легиона располагался не внутри Первой стены, а к северу, внутри Элии Капитолины, между Третьей (западной) и Второй стеной. В этом случае участок Гроба Господня должны были выровнять и застроить сразу после 70 г., при подготовке крепости для легиона. Согласно церковному историку Евсевию Кесарийскому (около 263 – 339/340 гг.), его засыпали грунтом и вымостили камнем, чтобы построить языческий храм. Иероним Стридонский (342 – 419/420 гг.) добавляет (около 395 г.), что с эпохи императора Адриана до эпохи императора Константина (306–337 гг.) ситуация оставалась неизменной: над местом Воскресения (т.е. над Гробом Господним) стояла статуя Юпитера, а на скале Распятия – статуя Венеры. Археологами открыты остатки большого общественного здания римского периода, стоявшего на месте будущего храма Гроба Господня, но точно датировать его и подтвердить сакральный характер постройки им не удалось. В 320 гг. Евсевий мог видеть постройки императора Адриана, наблюдать их снос и открытие равноапостольной императрице Еленой святых мест. Большинство учёных полагают, что иного места в Иерусалиме и его окрестностях, которое с такими же основаниями может быть отождествлено с Гробом Господним, нет, как нет и причин отвергать его аутентичность.

 



 
PR-CY.ru