ГРИГОРИЙ СИНАИТ - Страница 21

При этом последняя получила бытие не в собственной ипостаси, а в Ипостаси Сына Божия, не только не привнеся четверицу лица в Святую Троицу, но и сохранив природное отличие от божественной сущности, так что во Христе вся полнота Божества воссияла телесно. Благоволением Отца Сын Божий (подлинный Образ Отеческой Ипостаси и сияние Его славы, неизменное отображение сверхсущности Отца, Его воипостасная Премудрость и Сила, неприступный Отчий Свет, пребывавший от века в Отеческом лоне, «из чрева прежде денницы» (Пс. 109:3) рождающийся от сущности Отца) приобретает очертания, облекаясь в тело, воспринимает вещественную грубость и становится плотью непостижимо, соделывая Своим принадлежащее человеку, т.е. человеческую природу в её полноте, которую Григорий Синаит называл также человеческим смешением. Пребывая после воплощения в двух природах, Один и Тот же Сын и Христос становится истинным Посредником между Святой Троицей и отпавшим от Неё человечеством, будучи, по слову апостола Павла, Наполняющим «всё во всём», т.е. источником возрождения всей твари и благодатного обновления человека. Если домостроительство Второй Ипостаси Святой Троицы ознаменовалось Её воплощением и избавлением человечества от власти греха, тления и смерти, то действие Святого Духа в икономии спасения заключается в нравственном усовершенствовании уверовавших во Христа, в усвоении им плодов спасения, в руководстве к достижению ими совершенного образа во Христе, в возведении их к благодатному единению и познанию Бога на началах свободного содействия, или синергии. Святой Дух, присутствие Которого в церкви Григорий Синаит называет переходом от собственно домостроительства к богословию, был преподан апостолам по обетованию Христа в день Пятидесятницы, сошёл на них в огне, произвёл благодатное очищение и удостоил их общения Божественного сияния. Хранящих верность Богу исполнением Его заповедей Святой Дух преисполняет Своими дарами и сообщает «ведение истины... в благодатном чувстве её». Таковые обильно насыщаются во Христе чистым разумным молоком материнской благодати и, подобно древним царям и первосвященникам, «истинно помазуются в новой благодати Духа». Напротив, каждый, кто после крещения не сохранил в себе «обновление Духа», ниспав из этого второго достоинства «за неверие и беспечность», становится «чуждым благодати и непросвещённым Святым Духом..., пребывает неоживлённым действием и движением благодати, как неспособный к её принятию». Ибо «Дух Христов, весь пребывая во всех членах Христовых неслитно и действуя, оживотворяет те из них, которые в состоянии быть участниками (благодатной) жизни», впрочем, «по немощи разобщившихся с Ним удерживает, как собственные члены», но безжизненные, бесчувственные, мёртвые и неподвижные вследствие душевного омертвения. Человеколюбиво удерживая отпавших, Господь воспитывает их жезлом и палицей (Пс. 22:4), т.е., по объяснению Григория Синаита, судом и промыслом. Суд наказывает, но «когда мы полностью окажемся под промыслом, избежим нынешнего и будущего суда». Все Лица Святой Троицы участвуют в спасении человека, Каждое особенным, свойственным Ему образом, но в едином благодатном действии, так что «никто не приходит к Отцу, кроме как через Сына и Духа. И никто не приходит к Сыну, кроме как через Отца и Духа, как Он возвестил (Ин. 14:6); и никто не может видеть и знать Отца, если... не Сын откроет Его в Духе тем, кому, согласно достоинству, Сам изволит».

 



 
PR-CY.ru